Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о возмещении расходов на лечение, взыскании суммы компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса собаки по кассационной жалобе ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13.09.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, прокурора ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2, в котором просила взыскать ответчика в свою пользу сумму расходов на лечение - 42 218, 78 руб, компенсацию морального вреда - 1 000 000 руб, расходы на составление иска - 30 000 руб, нотариуса - 1 850 руб, почтовые расходы - 369, 64 руб.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.04.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С ФИО2 в пользу ФИО1 взыскана сумма компенсации морального вреда в размере 200 000 руб, понесенные расходы на лечение и реабилитацию в размере 42 218, 78 руб, судебные расходы в сумме 10 369, 64 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что истцом не представлено доказательств принадлежности собак, покусавших истца, непосредственно ответчику. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств несения истцом расходов на лечение. Обращает внимание на несоразмерность морального вреда, в определенном судом размере, последствиям нарушения обязательств.
В судебном заседании ФИО1 возражает относительно доводов кассационной жалобы, прокурор ФИО5 полагает, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность, связанную с арендой и управлением собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом, ОКВЭД 68.20.2.
ДД.ММ.ГГГГ на территории гостиницы "Алые Паруса", расположенной по адресу: "адрес", ФИО1 подверглась нападению собак, владельцем которых является ФИО2
Администрацией Джубгинского городского поселения Туапсинского района ответчик ИП ФИО2 была привлечена к административной ответственности за нарушение порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них (п.2.5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об административных правонарушениях").
Как следует из заключения эксперта ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Краснодарского края N от ДД.ММ.ГГГГ в результате нападения собак, принадлежащих ответчику, ФИО1 причинен вред здоровью средней степени тяжести.
Разрешая спор, частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что ФИО2 не обеспечила должного надзора за принадлежащими ей собаками, равно как и не обеспечила безопасное их содержание для окружающих, что привело к получению истцом травмы, причинившей вред здоровью, пришел к выводу о том, что установленные обстоятельства в итоге явились следствием, повлекшим, как физические, так и нравственные страдания истца.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом положений статей 151, 1064, 1101 ГК РФ, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что поводом для кассационного вмешательства не является, так как в силу статей 67, 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций. Суд кассационной инстанции правом переоценки представленных сторонами доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.