Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики ФИО1, третьи лица заместитель начальника отдела адресной социальной помощи Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики ФИО1, заведующая сектором развития предпринимательства Управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации г. Евпатории Республики ФИО1 ФИО2, начальник отдела трудоустройства населения территориального отделения ГКУ Республики ФИО1 "Центр занятости населения в г. Евпатории" ФИО3; Начальник Отдела адресной социальной помощи Управления социальной поддержки Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики ФИО1 ФИО4; сотрудник Некоммерческой организации "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства" ФИО5; Директор МАУ "Центр поддержки и развития предпринимательства" Городского округа Евпатории Республики ФИО1 ФИО6; Начальник Управления социальной поддержки Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики ФИО1 ФИО7 о признании незаконным протокола об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики ФИО1 по кассационной жалобе ФИО8 на решение Евпаторийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.12.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики ФИО1, в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать отказ ответчика оформленный в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05.08.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО8 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО8 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на отсутствие надлежащей правовой оценки доводов истца в обжалуемых судебных актах. Указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не применили подлежащие применению нормы материального права, которые содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявлений о заключении социальных контрактов.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился в Департамент с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта с целью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувенирной продукции посредством лазерной резки), которое позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход.
К заявлению истец приложил образцы изделий, изготовленных в заводских условиях, то есть не относящихся к продукции собственного производства. Также были приложены распечатанные образцы лазерного станка, который он планирует приобрести за счет средств государственной социальной помощи.
Департаментом ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта по заявлению ФИО8
Согласно контрольному заключению специалиста, осуществляющего сопровождение социального контракта, по проведенным мероприятиям было установлено, что ФИО8 состоит на учете в Центре занятости с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях повышения жизненного уровня одиноко проживающего гражданина для ФИО8 была предложена одноэтапная программа социальной адаптации - осуществление предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувениров), которое позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход. Предполагается покупка оборудования и оргтехники на общую сумму 250 000 руб. (лазерный станок - 245 000 руб, фанера - 5 000 руб.).
Среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина составляет на дату обращения - 145, 16 руб. Сумма денежной выплаты по социальному контракту составляет 250 000 руб. с единовременным перечисление на лицевой счет получателя. Стоимость услуги - от 1 000 руб. в день. Работа ежедневная. Планируемый доход в месяц от 30 000 руб. Срок действия социального контракта 4 месяца.
Также специалистом Департамента проведен и составлен Акт обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) ФИО8
По результатам рассмотрения заявления ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, межведомственная комиссия, согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ, единогласно приняла решение об отказе ФИО8 в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, поскольку оказанная в 2021 году государственная социальная помощь на основании социального контракта не принесла положительного результата по выходу заявителя из трудной жизненной ситуации. Так же были учтены отсутствие образования, опыта работы на лазерном станке, рентабельность планируемой к выпуску сувенирной продукции. Заявителю рекомендовано обратиться в инфраструктуру поддержки предпринимательства ФИО1 - МКК "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики ФИО1" для получения на выгодных условиях микрозайма "Самозанятый" на развитие его бизнеса. Также рекомендовано обратиться для заключения контракта по поиску работы по квалификации инженер-программист.
В связи с отказом межведомственной комиссии в назначении истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта, Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п. 10, п. 27 Порядка.
Также судами установлено, что истец ранее обращался в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом был заключен социальный контракт на оказание государственной помощи для осуществления предпринимательской деятельности сроком на 4 месяца, предусматривающий приобретение комплекта геодезического оборудования, ноутбука и принтера на общую сумму 250000 руб. для проведения ФИО8 геодезических и землеустроительных работ. Срок действия контракта - 3, 5 месяца. Департаментом было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об оказании ФИО8 меры социальной поддержки единовременно на сумму 250 000 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно диплому специалиста Днепропетровского государственного университета, ДБ BE N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 имеет квалификацию инженера-программиста. На основании диплома о профессиональной переподготовке ОМ 55 N от ДД.ММ.ГГГГ ЧПОУ "Сибирский Автомобильно-Дорожный Институт" ФИО8 имеет право на введение профессиональной деятельности в сфере "Судебной землеустроительной экспертизы".
Согласно отчету о ходе реализации социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел геодезическое оборудование и оргтехнику за счет средств государственной социальной помощи, предоставив документы, подтверждающие понесенные расходы (оплаченные счета, кассовые и товарные чеки, договор купли-продажи, квитанции), а также в качестве самозанятого имел доход в отчетный период.
По результатам осуществления мероприятий по социальному контракту ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался в Межрайонной инспекции ФНС N по Республике ФИО1 в качестве самозанятого лица и имел доходы с июня 2021 года по декабрь 2021 года в размере 170 000 руб, что подтверждается справками налоговой инспекции.
ФИО8 прекратил свою предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, вновь встал на учет в Территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" в г. Евпатория в качестве безработного ДД.ММ.ГГГГ, стал получать пособие по безработице.
Обосновывая повторное обращение в департамент с заявлением о предоставлении выплаты на основании социального контракта, истец указал, что ранее приобретенное геодезическое оборудование было повреждено, гарантийному ремонту не подлежит, стоимость ремонта оборудования составляет 70 000 руб, в связи с этим работа в области оказания геодезических услуг без данного оборудования невозможна. Актов о том, что оборудование находится в неисправном состоянии, не имеется. В настоящее время желает приобрести лазерный станок для изготовления сувениров из дерева, фанеры. Планирует летом работать в помещении, которое не достроено (во дворе), зимой - в доме. Указанные сведения отражены в Акте обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен социальный контракт сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого истец получал доход и прекратил свою предпринимательскую деятельность (самозанятость) через 5 месяцев после истечения срока действия контракта и вновь встал на учет в Центр занятости населения в качестве безработного, то есть истец не вышел из трудной жизненной ситуации по результатам заключенного социального контракта.
Из пояснений членов межведомственной комиссии, которые были даны в суде первой инстанции следует, что истцу было рекомендовано предоставить результаты мониторинга рынка сбыта аналогичной сувенирной продукции, пройти обучение для работы на лазерном станке, однако данные рекомендации игнорировались ФИО8
Также судом первой инстанции установлено, что истец повторно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) обращался в Департамент с заявлениями о заключении социального контракта с целью закупки оборудования для изготовления сувениров, по результатам рассмотрения которых были приняты отрицательные решения, из-за отсутствия опыта работы, образования, навыков в данном направлении, отсутствия плана по реализации продукции, а также в связи с тем, что на рынке объем предложений изделий из фанеры значительно превышают объемы спроса, у членов комиссии возникли сомнения, что заявитель сможет производить конкурентоспособную продукцию, реализовывать ее и им будет достигнута цель по преодолению трудной жизненной ситуации одиноко проживающего гражданина.
Поскольку государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, со стороны истца осуществление таких действий не усматривается, конечный результат оказания государственной социальной помощи, на основании социального контракта достигнут не был, в связи с этим межведомственная комиссия пришла к выводу об отказе в назначении государственной социальной помощи.
Учитывая, что межведомственная комиссия пришла к выводу об отказе в назначении ФИО8 государственной помощи, правовых оснований у Департамента для назначения социальной помощи не имелось.
Заключение Межведомственной комиссии истец не обжаловал, судом первой инстанции данный вопрос был уточнен у истца в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчиком были проведены все мероприятия по рассмотрению заявления истца на получение социального контракта, изучены представленные истцом документы и пояснения, с учетом которых ответчиком принято решение об отказе в предоставлении социальной помощи. Поскольку требования истца о компенсации морального вреда являются производными от требований о признании отказа незаконным, суд первой инстанции отказал во взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8).
Согласно ч. 1 - ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Республики Крым назначается в соответствии с Законом Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" от ДД.ММ.ГГГГ N, Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N".
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом оказывается в виде выплаты пособия или выплаты пособия на основании социального контракта.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения) (ст. 6 Закона).
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Евпатории Республики Крым является юридическим лицом, является отраслевым органом, созданным для реализации органами местного самоуправления городского округа Евпатория в установленном порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти Республики Крым, и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с п. 10 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 (далее - Порядок), государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).
Согласно п. 26 названного Порядка программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.
В состав межведомственной комиссии, которая образуется администрацией муниципального образования, включаются представители организаций образования, здравоохранения, органов занятости населения, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных и иных заинтересованных организаций.
По результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта. Заключение межве-домственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа (п.27 Порядка).
Постановлением администрации города Евпатория Республики Крым от 12.03.2021 года N 327-п, утверждено Положение и состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатория (т.1 л.д.104).
В соответствии с п.1.4 Положения межведомственной комиссии, основной целью работы комиссии является предоставление заключения о возможности (невозможности) заключения социального контракта в департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория для принятия решения о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта граждан, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Согласно п. 55 Постановления Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 "О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым" (вместе с "Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым") органами труда и социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта. По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган труда и социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта.
Пунктом 69 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым предусмотрено, что конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
В соответствии с п. 53 Приказа Минтруда России от 03 августа 2021 года N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта" мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта проводится органом социальной защиты населения в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В п. 55 Методических рекомендаций указано, что по результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта, в том числе в случае не превышения среднедушевого дохода гражданина (семьи) над величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно указанным положениям, орган социальной защиты населения проводит мониторинг уровня жизни гражданина, которому была предоставлена социальная помощь, и в каждом конкретном случае по результатам такого мониторинга вправе принимать решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.