Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Яковлева А.М, судей Дурневой С.Н, Жогина О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Славянский район к ФИО2 об устранении нарушений законодательства по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Славянский район по доверенности ФИО1 на решение Славянского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования Славянский район (далее - администрация) обратилась в суд с иском к ФИО2, в котором просила:
- признать жилой дом с кадастровым номером N, размещенный на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". 61-а, самовольной постройкой;
- возложить на ответчика обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить за свой счет снос указанного объекта;
- взыскать ответчика в пользу администрации 1 тыс. рублей судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная с 31 дня, следующего за днем вступления решения в законную силу, до полного исполнения судебного акта.
К участию в качестве третьих лиц привлечены: управление архитектуры администрации муниципальный образования Славянский район, межмуниципальный отдел управления Росреестра по Краснодарскому краю, Славянская межрайонная прокуратура, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству.
Решением Славянского районного суда Краснодарского края от 15.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.12.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорный объект возведен с нарушением градостроительного регламента в части расположения здания от границы с земельным участком по адресу: "адрес". Суды не приняли во внимание, что самовольная постройка расположена в зонах с особыми условиями использования территории.
Определением суда кассационной инстанции от 10.03.2023 данная жалоба принята к производству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, для участия в нем не прибыли.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно акту проверки от 24.09.2021 N на земельном участке расположен объект недвижимости общей площадью 182.3 кв. м с кадастровым номером N, назначение - жилой дом, наименование "жилой дом", год завершения строительства - 2020.
Согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке находится жилой дом общей площадью 182.3 кв. м с кадастровым номером N, год постройки - 2020, количество этажей - 3.
Администрация, указывая на самовольный характер спорного объекта, а также его возведение без разрешительной документации в зоне с особыми условиями использования территории, обратилась в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 379.6 Кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении исковых требований администрации суды первой и апелляционной инстанций допустили названные нарушения в силу следующего.
Суды указали, что 27.12.2020 кадастровым инженером ФИО4 выполнен технический план здания, расположенного по адресу: "адрес", в результате завершения строительства; объект капитального строительства соответствует параметрам ИЖС в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения "адрес" (в редакции от 13.02.2019 N), размещенного на сайте администрации; планировочный квартал N (1 ЖЗ 105), графа предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС: минимальный отступ от границ соседнего участка: - при реконструкции существующего здания не менее 1 м, предельная этажность - 3 этажа, максимальный процент застройки участка - 40, отступ от красной линии не регламентирован; данный объект капитального строительства имеет отступы от границ соседнего участка более одного метра, этажность - 3, процент застройки - 13%, высота не более - 15 метров; контур здания соответствует контуру ОНС.
17 марта 2021 года на основании данного технического плана 17.03.2021 поставлен на кадастровый учет объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, количество этажей - 3, завершенный строительством в 2020 году, расположенный по адресу: "адрес", с присвоением кадастрового номера N.
При разрешении спора суд первой инстанции назначил проведение судебной строительно-технической экспертизы, по результатам которой в материалы дела представлено заключение от 01.04.2022 N.
В данном заключении приведены следующие выводы: согласно Правилам землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения, утвержденным решением Совета муниципального образования "адрес" от 13.02.2019 N, исследуемый земельный участок располагается в территориальной зоне 1 ЖЗ 105 - зона индивидуальной жилой застройки, имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; данный вид земельного участка не установлен применительно к данной зоне, согласно Правилам землепользования и застройки установлен основной вид разрешенного использования - ведение садоводства код 13.2, согласно данному виду приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года N П/0412 "Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков" установлено, "осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд"; на земельных участках с данным видом использования возможно: размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1: производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных; справочное: код 2.1 в соответствии классификатором видом использования: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и
хозяйственных построек: максимальное количество этажей зданий - 3 этажа (включая мансардный этаж); максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40%; минимальные отступы до границ смежных земельных участков - 3 м для вновь построенного одно-двухквартирного жилого дома; при реконструкции существующего здания не менее 1 м; таким образом, в соответствии с регламентом размещение жилого дома этажностью 3, допустимо размещение здания жилого дома в границах земельного участка с кадастровым номером N; здание жилого дома, расположенное по адресу: Российская Федерация, "адрес"-А, соответствует требованиям СП 63.13330.2012 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения", Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003 (с изменениями N, 2) и СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружении. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*, СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 и СП 15.13330.2012 "Каменные и армокаменные конструкции", Актуализированная редакция СНиП П-22-81*, СП 64.13330.2017 Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 11-25-80, СП 64.13330.2017 Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80 (с изменением N), требованиям СП 17.13330.2017 Кровли.
Актуализированная редакция СНиПН-26-76, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СП 53.13330.2016, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; помещения, образованные данным строением, соответствуют требованиям, предъявляемым строительными нормами и правилами к данному строению: санитарно-гигиеническим (по освещенности, инсоляции, наличию электроосвещения, водоснабжения, проветриваемости, отопления), планировочным (по линейным размерам и высоте помещений); основные строительные конструкции здания, находятся в хорошем состоянии, отвечают основным действующим нормам и правилам на строительство; таким образом, здание, расположенное по адресу: "адрес"А, соответствует требованиям строительных норм и правил, технических регламентов, предъявляемых к жилым зданиям, имеет необходимый состав помещений, их размеры соответствуют нормам и правилам, предъявляемым к категории жилых домов; все помещения функционально взаимосвязаны, созданы условия для отдыха, сна, приготовления и приема пищи; жилые комнаты и кухня имеют естественное освещение; в здании имеется санузел; отопление электрическое; горячая вода от двухконтурного водонагревателя; водоснабжение центральное, канализация автономная - септик; электроснабжение имеется; экспертом не выявлено: нарушений в части требований безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, на предмет биологических, химических, физических, социальных и иных факторов среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; нарушений в части угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей от строительных конструкций и основания здания в процессе строительства здания; следовательно, исследуемый возведенный объект капитального строительства, расположенный по адресу: "адрес"-А, не угрожает жизни и здоровью граждан; объект исследования находится в границах земельного участка, принадлежащего ответчику,
конструкции здания не повреждены, находятся в работоспособном состоянии, согласно сведениям ЕГРН предоставленным в материалах гражданского дела и фактическому осмотру, было установлено отсутствие какого-либо имущества на данном земельном участке, принадлежащего другим лицам, исходя из вышеизложенного эксперт пришел к выводу, что здание жилого дома не создает угрозы повреждения или уничтожения имущества других лиц по причине отсутствия такого имущества на земельном участке принадлежащего ответчику; здание не соответствует Правилам землепользования и застройки, действующим на момент его создания, в части отступов от границ смежного земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; тамбур при входе в дом, не соответствует Правилам землепользования и застройки, действующим на момент постройки здания, а также на момент производства экспертизы, в части отступов от границ смежного земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; в ходе производства экспертизы было установлено отклонение от градостроительных норм при строительстве здания в части отступов от границ смежного земельного участка по адресу: "адрес"; устранить допущенное отклонение в части отступов возможно только путем демонтажа несущих конструкций части трех этажей здания на расстоянии 0, 77 см, данные действия по демонтажу конструкций приведут к разрушению всего здания в целом и невозможности его использования по назначению.
Разрешая спор, суды приняли данное экспертное заключение как доказательство по делу, которое отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 Кодекса.
Рассматривая исковое заявление администрации и отказывая в его удовлетворении, суды руководствовались положениями статей 218, 219, 222, 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 7, 40, 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) и пришли к выводу о том, что спорный объект не обладает признаками самовольной постройки, а допущенные ответчиком при его строительстве нарушения являются несущественными.
Суды также отклонили довод администрации о том, что при строительстве спорного объекта ответчику следовало получить согласование Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству, поскольку земельный участок расположен в водоохранной зоне, зоне затопления и зоне особо охраняемой природной территории.
Кассационный суд находит, что состоявшиеся по делу судебные постановления нижестоящих судебных инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса).
Положения статьи 222 Гражданского кодекса, закрепляющие в том числе признаки самовольной постройки и последствия такой постройки (пункты 1 и 2), обеспечивают необходимый баланс публичных и частных интересов; при этом обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса, статья 85 Земельного кодекса), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Статьей 56 Кодекса установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца либо других лиц; наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Частью 1 статьи 55 Кодекса предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Кодекса).
Гражданское процессуальное законодательство возлагает обязанность на суд непосредственно исследовать доказательства по делу (часть 1 статьи 157 Кодекса), а в части 1 статьи 67 Кодекса эта обязанность указана в качестве правила оценки доказательств судом - по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Предоставление судам полномочия по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом; гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, являются установленные процессуальным законодательством процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Кодекса).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Кодекса).
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Кодекса выводы суда о фактах, имеющих процессуальное значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 Кодекса.
На основании пунктов 1 - 1.1, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае:... строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; иных случаях, если в соответствии с данным кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс внесена статья 51.1, согласно которой установлен новый уведомительный порядок о планируемом строительстве, обязательный для исполнения с момента вступления в законную силу указанного Федерального закона - с 4 августа 2018 года.
Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации" (в редакции от 2 августа 2019 года, действовавшей в данной редакции до 19 декабря 2020 года) правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2021 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции данного Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса (в редакции данного Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Таким образом, из положений статей 209, 222, 263 Гражданского кодекса, Федерального закона от 08.12.2022 N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 12 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, следует, что для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 1 марта 2026 года не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 4 августа 2018 года, до или после 19 декабря 2020 года в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса, статьей 16 Закона N 340-ФЗ (Письмо Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21).
При разрешении спора суды не приняли во внимание, что процедура регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом в упрощенном порядке не освобождает ответчика от соблюдения им требований законодательства, строительных и градостроительных норм при строительстве объекта капитального строительства.
Положения статьи 222 Гражданского кодекса, закрепляющие, в том числе, признаки самовольной постройки и последствия такой постройки (пункты 1 и 2), обеспечивают необходимый баланс публичных и частных интересов; при этом обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления от 29.04.2010 N, при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
В данном случае суды надлежащей судебной оценки выявленным в экспертном заключении нарушениям градостроительного регламента в части расположения спорного здания от границы с земельным участком по адресу: "адрес" по критерию существенности не дали, причины и мотивы, по которым указанное нарушение признали несущественным в обжалуемых судебных актах не отразили, при том что указанное предполагает нарушение прав и законных интересов смежного землепользователя, что не отвечает приведенным выше требованиям закона.
Кроме того, при подаче иска администрация указывала, что возведение спорного объекта осуществлено без согласования с уполномоченными органами, несмотря на нахождение земельного участка, на котором оно размещено, в водоохранной зоне, зоне затопления и зоне особо охраняемой природной территории.
Суд первой инстанции данные доводы отклонил, указав, что сведения о зоне особо охраняемой природной территории государственного природного заказника "Приазовский" внесены в ЕГРН 19.10.2020, водоохранной зоне реки Протоки внесены в ЕГРН 06.12.2018, зоне затопления внесены в ЕГРН 22.07.2021, то есть после возведения спорного объекта.
Однако, как следует из сведений ЕГРН, год постройки здания - 2020, следовательно, границы водоохранной зоны реки Протоки установлены до начала строительства.
В отношении водных объектов могут быть установлены, в том числе такие виды зон с особыми условиями использования территорий, как водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (пункты 13, 14 статьи 105 Земельного кодекса).
Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема; на этой территории действует специальный режим хозяйственной и иной деятельности с целью защиты водного объекта. В частности, такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, уничтожению среды обитания объектов животного и растительного мира.
В данном случае судам надлежало выяснить вопросы о соответствии (несоответствии) спорной постройки ограничениям, установленным для водоохранной зоны реки Протоки, учитывая особый статус территории, создает ли в возведенный ответчиком объект опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.
При наличии указанных обстоятельств, а также ввиду недостаточности исследования фактических обстоятельств дела, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Допущенные при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными. С учетом изложенного судебная коллегия находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Славянского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 декабря 2022 года отменить.
Гражданское дело направить в Славянский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение.
Председательствующий А.М. Яковлев
Судьи С.Н. Дурнева
О.В. Жогин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.