Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ФИО1, на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судьи Центрального районного суда "адрес" края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев.
Решением судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1, просит отменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что судами первой и второй инстанции были допущены нарушения как материальных, так и процессуальных норм права, которые, в свою очередь, повлекли за собой принятие неправильных решений. Считает, что районным судьей были нарушены правила подсудности, а так же соблюдение процедуры составления протокола об административном правонарушении судом не выяснялось.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (далее - Правила, Правила дорожного движения), определено, что дорожно-транспортное происшествие это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Правил).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, в 13 часов 01 минут, в "адрес", водитель ФИО1, управляя транспортным средством "Нисан", государственный регистрационный номер С 305 АО 123рус, и двигаясь по "адрес", допустил наезд на припаркованный автомобиль марки "Фольксваген", государственный регистрационный номер А 123 ВВ 193рус, собственником которого является ФИО3, после чего, в нарушение требований п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее -ПДД РФ) водитель ФИО1 оставил место ДТП, участником которого он являлся, в органы полиции о случившемся не сообщил, тем самым совершил административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения РФ при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. Требования Правил дорожного движения Российской Федерации ФИО7 В.В, не выполнены.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность и его виновность в совершении административного правонарушения.
Действия ФИО1, квалифицированы по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства в области безопасности дорожного движения.
Произошедшее событие отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия исходя из пункта 1.2 Правил дорожного движения и статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Совокупность материалов доказывает виновность ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ФИО1, о том, что он покинул место ДТП указывает, по его мнению, на отсутствие умысла на оставление места дорожно - транспортного происшествия, с позиции права, юридическим фактом, значимым для признания в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава исследуемого административного правонарушения, не является, следовательно, не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Вопреки утверждению заявителя жалобы действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области безопасности дорожного движения.
Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Вина ФИО1, в совершении административного правонарушения доказана материалами дела.
Доводы жалобы о том, что нормы материального права применены неправильно, доказательства, имеющиеся в материалах дела нельзя признать допустимыми из-за грубых нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения по делу.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении содержит полное описание события административного правонарушения, материалы, приложенные к протоколу, представлены полно, получены надлежащим образом, нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, являются допустимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу.
Кроме того, требованиям правовой полноценности как доказательства по делу в пользу подтверждения наличия события и состава исследуемого административного правонарушения отвечает и представленная совокупность доказательств, полученных с соблюдением положений КоАП РФ и несущих в себе достоверные обстоятельства юридической значимости.
Довод жалобы о нарушении подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении противоречит материалам дела и нормам права, по делу было проведено административное расследование, в процессе которого реализованы мероприятия по установлению лиц, причастных к событию происшествия. ФИО1 было покинуто место происшествия, и в этой связи, по делу об административном правонарушении проведены розыскные мероприятия и иные, требующие значительного временного периода для установления юридически значимых и важных обстоятельств.
И поскольку административное правонарушение по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ содержит в качестве санкции административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, которая может быть применена, и применена она только на основании судебного акта судьи районного или городского суда, определением заместителя командира батальона N полка ДПС ГИБДД УВД "адрес" подполковником полиции ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ административный материал направлен в Центральный районный суд "адрес" (согласно положениям ч.2 ст. 29.5 КоАП РФ) для рассмотрения по существу.
Несостоятелен также довод заявителя жалобы о его не извещении о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 30-39).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.
Из анализа приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что сотрудник полиции, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении неоднократно выходил на телефонную связь с ФИО1, кроме того, предпринимал попытки вручения лично лицу, привлекаемому к административной ответственности уведомление о составлении протокола об административном правонарушении сначала на ДД.ММ.ГГГГ, и в последующем на ДД.ММ.ГГГГ непосредственно путем выезда по месту жительства ФИО1 Однако, ФИО1 каждый раз воспрепятствовал получению надлежащей информации о составлении протокола об административном правонарушении, не выходил на обратную связь или называл причины невозможности явки к должностному лицу без их надлежащего подтверждения, и проведение процедуры составления протокола было отложено. В связи с намеренными действиями по неполучению соответствующего уведомления ФИО1, извещение о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место жительство ФИО1 вручено сыну ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ - супруге ФИО6 Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие ФИО1
В административный орган для составления протокола об административном правонарушении ФИО1 не явился, о причинах неявки для участия в составлении названного протокола, не сообщил, заявлений, ходатайств не представил.
Вышеизложенное дает основание признать действия ФИО1 по последовательному созданию препятствий должностному лицу административного органа по вручению юридически важного документа, недобросовестными, направленными на использование исследуемой ситуации, как нарушение его процессуальных и конституционных прав с целью избежать административной ответственности.
Между тем, по мнению судьи кассационного суда, сотрудником полиции были предприняты эффективные и законные меры, и по объему достаточные для надлежащего извещения ФИО1 о производстве в отношении последнего, необходимых процессуальных действий для привлечения к административной ответственности за совершенное административное правонарушение. При таких обстоятельствах, должностное лицо обоснованно приняло решение о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, извещенного надлежащим образом.
В силу изложенного, судья кассационного суда приходит к мнению, что жалоба не содержат оснований, свидетельствующих с позиции фактов и права о незаконности обжалуемых судебных актов, и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств исходя из правовой позиции заявителя жалобы, основанной на субъективном подходе определения предмета доказывания, оценки юридически значимых обстоятельств и ином толковании подлежащих применению надлежащих норм права.
Порядок и срок привлечения ФИО1, к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.