Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Павловой Е.А, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой О. С. к Министерству социального развития Московской области, заместителю начальника Окружного управления социального развития N12 Министерства социального развития Московской области Крицкой С. В. о признании незаконными решения (заключения) комиссии по формированию списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распоряжения Министерства социального развития Московской области от 17.06.2022 года N 308 в части исключения Козловой О. С. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании ответчика восстановить Козлову О. С. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе Козловой О. С. на решение Зарайского городского суда Московской области от 18.11.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15.03.2023, заслушав доклад судьи Шабановой О.Н, судебная коллегия
установила:
Лупова Л.В, действуя в интересах несовершеннолетней Козловой О.С, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, заместителю начальника Окружного управления социального развития N12 Министерства социального развития Московской области Крицкой С. В. о признании незаконными решения (заключения) комиссии по формированию списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распоряжения Министерства социального развития Московской области от 17.06.2022 года N 308 в части исключения Козловой О. С. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании ответчика восстановить Козлову О. С. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Зарайского городского суда Московской области от 18.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15.03.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что Лупова Л.В. являлась законным представителем несовершеннолетней Козловой О.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления главы Зарайского муниципального района от 19.06.2006, в связи со смертью родителей Козлова С.А. и Козловой О.В, умерших ДД.ММ.ГГГГ.
Козлова О.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Луповой Л.В.
Козлова О.С. является собственником 1/12 доли квартиры N дома N корпус N по улице "адрес". Другими сособственниками данной квартиры являются Козлов А.С. (1/12 доли), Яшина Н.А. (5/6 доли).
На основании распоряжения заместителя главы администрации города, главы администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода N 1389-р от 27.10.2021 было проведено обследование (сохранности) квартиры N дома N, корпус N по улице "адрес", в ходе которого комиссия пришла к выводу, что фактов ненадлежащего использования жилого помещения не выявлено, санитарное и техническое состояние удовлетворительное; жилое помещение пригодно для проживания несовершеннолетней Козловой О.С, о чем составлен акт от 29.10.2021.
Согласно Распоряжению отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Зарайск и Серебряные Пруды N 441 от 02.11.2020 Козлова О.С. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе Зарайск Московской области за счет средств бюджета Московской области.
Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Зарайск и Серебряные Пруды N 308 от 17.06.2022 Козлова О.С. исключена из списка лиц, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области на территории городского округа Зарайск.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые заключение, распоряжения являются законными, изданы уполномоченными лицами в пределах компетенции, с соблюдением норм права, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Суд первой инстанции исходил из того, что Козлова О.С. имеет в собственности долю в праве на квартиру по адресу: "адрес", факт невозможности её проживания в указанном жилом помещении в закрепленном порядке не установлен. Документы, подтверждающие невозможность проживания истца в квартире в городе Нижний Новгород, к заявлению о включении в Список не представлялись.
В связи с чем, суд первой инстанции посчитал, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 8 Закона Московской области от 29.12.2007 Козлова О.С. утратила основания для предоставления ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, ввиду чего исключение истицы из Списка является правомерным.
Суд принял во внимание положения Постановления Городской Думы Нижнего Новгорода N 14 от 16.03.2005 (с изменениями, внесенными Постановлением N 70 от 25.10.2006), согласно которым учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме).
При этом суд первой инстанции указал, что исходя из площади квартиры в городе Нижний Новгород, на долю (1/12) доли принадлежащую Козловой О.С, приходится 4, 1 кв.м, то есть менее учетной нормы. Вместе с тем, законодательно установлен порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, согласно которому документ, подтверждающий невозможность проживания лица, из числа детей - сирот, являющегося собственником жилого помещения в этом жилом помещении, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Соответствующего решения не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определят общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из распоряжения Министерства социального развития Московской области от 17.06.2022 N 308 усматривается, что поводом для исключения Козловой О.С. из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, послужил факт принадлежности истице 1/12 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N дома N N, корпус N по "адрес", а также наличие отрицательного заключения межведомственной Комиссии по формированию списка в городском округе Зарайск от 14.06.2022.
Между тем, общая площадь квартиры N дома N, корпус N по "адрес" составляет 49, 20 кв.м, жилая площадь - 29, 10 кв.м.
Соответственно на долю, принадлежащую истице, приходится 4, 1 кв.м общей площади, что менее учетной нормы площади по городу Нижний Новгород.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являлось установление количества лиц, проживающих в жилом помещении и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.
Указывая на то, что размер общей площади, приходящейся на истца в принадлежащем ей жилом помещении, составляет 49, 2 кв.м, что более размера учетной нормы площади жилого помещения, суд исходил из того, в спорном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Вместе с тем из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: квартира N дом N, корпус N по "адрес" принадлежит на праве общей долевой собственности ещё двум другим сособственникам: Козлову А.С. (1/12 доли), Яшиной Н.А. (5/6 доли), которые не являются членами семьи Козловой О.С. Доказательства того, что сособственники жилого помещения отказались от своего права собственности либо оно прекращено, материалы дела не содержат.
Данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суды оставили без исследования и правовой оценки, что привело к принятию незаконного решения.
То обстоятельство, что согласно заключению межведомственной Комиссии по формированию списка в городском округе Зарайск от 14.06.2022 оснований для признания невозможным проживания Козловой О.С. в ранее занимаемом жилом помещением, а именно в квартире в городе Нижний Новгород, не имеется, которое оспаривалось истцом, а также ссылка суда на отсутствие доказательств невозможности проживания истицы в спорном жилом помещении либо его непригодности к проживанию, не исключало удовлетворение требований истца при установлении судом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям принятые по делу судебные постановления не соответствуют.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15.03.2023 и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15.03.2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.