Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-2839/2022 по иску Овчара Артема Петровича к филиалу N 16 Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказов в перерасчете страховых выплат, возложении обязанности произвести перерасчет страховых выплат, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения истца Овчара А.П. против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Овчар А.П. обратился в суд с иском к Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ Свердловское РО ФСС РФ) в лице филиала N 16 о признании незаконными ответа от 26 января 2022 года N N, ответа ГУ Свердловского РО ФСС РФ от 18 апреля 2022 года N N; перерасчете страховых выплат, назначенных по лицевому счету N N с 2001 года по 2022 год.
В обоснование требований указал на то, что в результате несчастного случая на производстве он утратил профессиональную трудоспособность на 100%, с 23 апреля 1990 года бессрочно ему установлена 1 группа инвалидности. Решением Алапаевского городского народного суда от 15 апреля 1996 года в его пользу взыскано в возмещение вреда от утраченного заработка - 29 311 001 руб, в возмещение дополнительных расходов - 1 265 000 руб.; определено взыскивать ежемесячно, начиная с 01 апреля 1996 года с последующей индексацией пожизненно в возмещение вреда от утраченного заработка -1 987 539 руб, в возмещение дополнительных расходов - 31 625 руб. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ) приказом N 199 от 19 марта 2000 года филиалом N 7 Красноярского РО ФСС РФ ему назначены ежемесячные страховые выплаты. Полагает, что расчет выплаты является неверным и нарушает его права и законные интересы, поскольку при расчете страховых выплат не был учтен коэффициент увеличения 1, 2, установленный Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 40 "О повышении минимального размера оплаты труда". В 2021 году он обратился с заявлением о перерасчете ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве. Однако письмом филиала N 16 ГУ Свердловского РО ФСС РФ от 26 января 2022 года N N в перерасчете выплаты было отказано в связи отсутствием правовых оснований. Аналогичный отказ от 18 апреля 2022 года N 01-16/6007-4418л он получил из ГУ Свердловского РО ФСС РФ. С данными ответами он не согласен, так как они противоречат положениям действующего законодательства.
Определением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 17 октября 2022 года в качестве ответчика привлечено ГУ Свердловское РО ФСС РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2022 года исковые требования Овчара А.П. удовлетворены. Отказ филиала N 16 ГУ Свердловского РО ФСС РФ о перерасчете ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве, выраженный в письме от 26 января 2022 года N N, а также отказ ГУ Свердловского РО ФСС РФ о перерасчете ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве, выраженный в письме от 18 апреля 2022 года N N, признаны незаконными. На ГУ Свердловское РО ФСС РФ возложена обязанность обязанность произвести перерасчет назначенных Овчару А.П. ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве с учетом положений Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда".
Определением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 02 марта 2023 года удовлетворено заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о замене ответчика - филиала N 16 ГУ Свердловского РО ФСС РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 апреля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что суммы в возмещение вреда от утраченного заработка назначены истцу на основании решения суда от 15 апреля 1996 года, размер ежемесячной страховой выплаты на 01 января 2020 года с учетом индексации и деноминации составил 2 186 руб. 29 коп. С 01 января 2020 года страховая выплата осуществлялась Красноярским РО ФСС РФ исходя из указанной суммы. 13 июня 2006 года его личное дело передано в ГУ Свердловское РО ФСС РФ, все индексации ответчиком производятся в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавшие обращению, при наличии вины страховщика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах. При этом начиная с 2000 года истцу было известно о размере страховой выплаты, однако с заявлением о перерасчете Овчар А.П. обратился только в 2021 году. Вина страховщика судебными постановлениями не установлена, следовательно, выплаты за прошлое время могут быть взысканы не более чем за три года.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Овчар А.П. в результате несчастного случая на производстве утратил профессиональную трудоспособность на 100%, с 23 апреля 1990 года бессрочно ему установлена 1 группа инвалидности.
Решением Алапаевского городского народного суда от 15 апреля 1996 года с ПСЭО "Курейгэсстрой" в пользу Овчара А.П. в счет задолженности по возмещению утраченного заработка взыскано 29 311 001 руб, в возмещение дополнительных расходов - 1 027 289 руб, определено взыскивать ежемесячно, начиная с 01 апреля 1996 года с последующей индексацией пожизненно в возмещение вреда от утраченного заработка - 1 987 539 руб, в возмещение дополнительных расходов - 31 625 руб. Решение вступило в законную силу 25 апреля 1996 года.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ приказом N 199 от 19 марта 2000 года филиала N 7 Красноярского РО ФСС РФ Овчару А.П. назначена ежемесячная страховая выплата в размере 2 186 руб. 29 коп. Этим же приказом определено производить Овчару А.П. страховую выплату с 01 января 2020 года с учетом индексации в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ.
Из письменных пояснений ответчика следует, что при первичном назначении ежемесячной страховой выплаты филиалом 7 Красноярского РО ФСС РФ к размеру утраченного заработка, назначенного судом, применен коэффициент индексации, установленный в связи с повышением стоимости жизни в 1997 году пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда - 1, 1. Также произведена деноминация утраченного заработка за 1998 год (коэффициент деноминации 0, 001): 1 987 539 руб. х 1, 1 х 0.001 = 2 186 руб. 29 коп.
В период с 01 января 2000 года по 29 ноября 2002 года индексация ежемесячной страховой выплаты производилась пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, с 29 ноября 2002 года размер ежемесячной страховой выплаты увеличивался с учетом уровня инфляции на коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации, на апрель 2022 года размер ежемесячной страховой выплаты составил 41 546 руб. 33 коп.
В обоснование своей позиции и произведенных расчетов истец представил копию приказа филиала N 7 Красноярского РО ФСС Российской Федерации от 19 марта 2000 года N 199, согласно которому истцу с 01 января 2000 года установлена ежемесячная страховая выплата в размере 2 715 руб. 54 коп.
Ответчик, возражая против доводов истца, сослался на то, что представленная истцом копия приказа не заверена, в материалах дела содержится приказ филиала N 7 Красноярского РО ФСС Российской Федерации от 19 марта 2000 года N 199 с иным содержанием, согласно которому размер ежемесячной страховой выплаты истца с 01 января 2000 года составляет 2186 руб. 29 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующими в спорный период Правилами возмещения профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1, суммы возмещения заработка подлежали увеличению пропорционально повышению минимального размере оплаты труда. Проанализировав федеральные законы, в соответствии с которыми в спорные периоды увеличивался минимальный размер оплаты труда с августа 1995 года по май 2002 года и сравнив установленный истцу решением суда от 15 апреля 1996 года размер страховой выплаты по состоянию на 01 апреля 1996 года, а также установленный размер страховой выплаты с 01 января 2000 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в расчете страховой выплаты ни судом, ни ответчиком не был применен коэффициент индексации 1, 2 в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ, что повлекло за собой неверное установление размера ежемесячной страховой выплаты впоследствии.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что повышающий коэффициент "1, 2" должен быть применен судом при вынесении решения, указав на то, что Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" был подписан Президентом Российской Федерации 22 апреля 1996 года, опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 17 от 22 апреля 1996 года, следовательно, положения Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ не могли быть учтены Алапаевским городским народным судом при вынесении решения 15 апреля 1996 года.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции отметил, что при исчислении ежемесячной страховой выплаты Овчару А.П. ответчиком должны были быть применены все имевшие место после принятия решения суда коэффициенты повышения минимального размера оплаты труда, в том числе коэффициент "1, 2" в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ.
Произведя собственный расчет, суд первой инстанции установил, что размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной Овчару А.П. приказом от 19 февраля 2000 года N 199, должен был составлять с 01 января 2000 года 2 623 руб. 55 коп. (1 987 539 руб. х 1, 2 х 1, 1 х 0, 001), а последующие индексации должны были начисляться на указанную сумму.
Установив, что ответчиком необоснованно было отказано Овчару А.П. в перерасчете ежемесячной страховой выплаты, суд первой инстанции признал незаконными оспариваемые истцом отказы, возложив на ответчика обязанность произвести Овчару А.П. перерасчет ежемесячной страховой выплаты с учетом положений Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу данного закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с данным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
При этом устанавливаемое указанным лицам при вступлении данного закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ).
Одним из видов обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ являются ежемесячные страховые выплаты застрахованному.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ в первоначальной редакции размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ для назначения ежемесячной страховой выплаты учитывается среднемесячный заработок застрахованного за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Пунктами 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 21 мая 2010 года) предусматривалось, что в связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ в первоначальной редакции при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Согласно 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ) размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации; в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 01 февраля текущего года. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации
Таким образом, в период с 06 января 2000 года до 29 ноября 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ) размер ежемесячной страховой выплаты индексировался пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Судом установлено, что с 01 августа 1995 года действовал коэффициент в 1, 259, предусмотренный Федеральным законом от 27 июля 1995 года N 116-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда".
Впоследствии минимальный размер оплаты труда повышался следующим образом:
с 01 ноября 1995 года - в 1, 05 раза (Федеральный закон от 01 ноября 1995 года N 159-ФЗ), с 01 декабря 1995 года - в 1, 048 раза (Федеральный закон от 01 ноября 1995 года N 159-ФЗ), с 01 января 1996 года - в 1, 045 раза (Федеральный закон от 01 ноября 1995 года N 159-ФЗ), с 01 апреля 1996 года - в 1, 2 раза (Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ), с 01 января 1997 года - в 1, 1 раза (Федеральный закон от 09 января 1997 года N 6-ФЗ), с 01 июля 2000 года - в 1, 581 раза (Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ), с 01 января 2001 года - в 1, 515 раз (Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ), с 01 июля 2001 года - в 1, 5 раза (Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ), с 01 мая 2002 года - 1, 5 раза (Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 апреля 2002 года N 42-ФЗ).
Как следует из решения Алапаевского городского суда от 15 апреля 1996 года, при расчете размера ежемесячного возмещения вреда за период с 01 декабря 1995 года по 01 апреля 1996 года судом учтены коэффициенты 1, 26; 1, 05; 1, 05; 1, 05.
Из представленной в материалы дела копии приказа от 19 марта 2000 года N 199 следует, что Овчару А.П. назначена ежемесячная страховая выплата в размере 2 186 руб. 29 коп. с 01 января 2000 года, при определении суммы применен коэффициент индексации - 1, 1, предусмотренный Федеральным законом от 09 января 1997 года N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", также произведена деноминация назначенных сумм с 01 января 1998 года (коэффициент деноминации 0, 001) 1 987 539 руб. х 1, 1 х 0.001.
Ответчиком не оспаривалось, что размер ежемесячной страховой выплаты истцу с 01 января 2000 года был исчислен исходя из суммы, определенной решением суда, без применения к заработку повышающего коэффициента "1, 2", предусмотренного Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ.
В свою очередь истцом не оспаривалось, что все последующие коэффициенты увеличения ежемесячной страховой выплаты ответчиком применялись.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ застрахованный имеет право на обеспечение по страхованию в порядке, установленном законом. Одновременно с этим согласно статье 18 указанного закона страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, которые установлены законом, разъяснять застрахованным их права, порядок и условия страхования.
Поскольку ответчиком при назначении истцу ежемесячной страховой выплаты с 01 января 2000 года ответчиком неверно не был применен повышающий коэффициент "1, 2", предусмотренный Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ, суды правомерно возложили на ответчика обязанность применить указанный коэффициент при расчете размера страховой выплаты истца.
На невозможность исполнения решения суда ответчик при рассмотрении дела не ссылался, не указывал на это и в кассационной жалобе.
Изучение материалов дела показывает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы ответчика не опровергаются.
Доводы ответчика о том, что суммы в возмещение вреда от утраченного заработка назначены истцу на основании решения суда от 15 апреля 1996 года, размер ежемесячной страховой выплаты на 01 января 2020 года с учетом индексации и деноминации составил 2 186 руб. 29 коп. являются несостоятельными, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены.
Как правильно указано судами, Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" был подписан Президентом Российской Федерации 22 апреля 1996 года, следовательно, коэффициент индексации, установленный данным законом, не мог быть учтен Алапаевским городским судом при вынесении решения 15 апреля 1996 года и подлежал учету ответчиком при исчислении ежемесячной страховой выплаты Овчару А.П. с 01 января 2000 года, а последующие индексации страховой выплаты должны были применяться на сумму ежемесячной страховой выплаты, определенной с учетом коэффициента "1, 2".
Доводы кассационной жалобы о том, что с 01 января 2020 года страховая выплата осуществлялась Красноярским РО ФСС РФ исходя из установленной судом суммы, 13 июня 2006 года личное дело истца передано в ГУ Свердловское РО ФСС РФ, где все индексации производятся в соответствии с требованиями законодательства, о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют, поскольку Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ обязанность по своевременному осуществлению обеспечения по страхованию в размерах, установленных законом, возлагается на ФСС РФ независимо от того, каким региональным отделением Фонда была установлена и выплачивается страховая выплата.
Не могут быть приняты доводы ответчика о том, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавшие обращению, выплаты за больший период могут быть взысканы при наличии вины страховщика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах, вина страховщика судебными постановлениями не установлена, следовательно, выплаты за прошлое время могут быть взысканы не более чем за три года.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ со дня официального опубликования данного закона страховщиком производятся предварительная регистрация страхователей, учет лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию, передача страховщику по установленной им форме сведений об указанных лицах страхователями и страховыми организациями, а также проводится организационная работа по подготовке осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с данным законом.
Согласно статье 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу данного закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с данным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья. Устанавливаемое указанным лицам при вступлении закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
О необходимости последовательного применения региональными отделениями Фонда коэффициентов индексации исходя из коэффициентов увеличения минимального размера оплаты труда, включая Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", указывалось в письме Фонда от 07 октября 2002 года N 02-18/07-7048.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при рассмотрении иска о назначении или перерасчете страховых выплат, предъявленного по истечении трех лет со времени возникновения права на удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного, следует иметь в виду, что в силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию. Вместе с тем при условии установления вины ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах гражданину суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года.
Доказательств выполнения возложенной законом обязанности по правильному установлению истцу ежемесячной страховой выплаты ответчиком не представлено. Более того, при неоднократном обращении к ответчику с заявлением о перерасчете указанной выплаты истцу было отказано в этом; при обращении истца в суд с настоящим иском соответствующий перерасчет также произведен не был, что было учено судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых постановлений.
С учетом вышеизложенного доводы кассационной жалобы о том, что начиная с 2000 года истцу было известно о размере страховой выплаты, однако с заявлением о перерасчете Овчар А.П. обратился только в 2021 году, правового значения не имеют.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, иной оценке доказательств, что не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.