Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2024 г. N 51-АД24-5-К8 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу главы администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края П.А. Пожарского на вступившие в законную силу постановление начальника обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству Управления лесами Минприроды Алтайского края от 12 декабря 2022г., решение судьи Благовещенского районного суда Алтайского края от 14 марта 2023г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 2 июня 2023г., вынесенные в отношении Администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края (далее также Администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству Управления лесами Минприроды Алтайского края от 12 декабря 2022г. Администрация Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 1 000 000 рублей.
Решением судьи Благовещенского районного суда Алтайского края от 14 марта 2023г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 2 июня 2023г, постановление начальника обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству Управления лесами Минприроды Алтайского края от 12 декабря 2022г. изменено: административное наказание снижено с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до 500 000 рублей, время совершения административного правонарушения постановлено считать 8 часов 00 минут.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации настаивает на отмене актов, состоявшихся по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела, по результатам расследования лесного пожара, произошедшего 12 октября 2022г. на территории лесного фонда выделов 14, 15 квартала N 16 Знаменского лесничества Благовещенского участкового лесничества Алтайского края, установлено, что причиной пожара послужило возгорание на территории прилегающих к лесной полосе земель.
По результатам исследования обстоятельств пожара должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что администрацией Администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края не соблюдаются требования п. 10 Правил, а именно, земельный участок с кадастровым номером N, прилегающий к территории выделов N 14, 15 квартала N 16 Знаменского лесничества Благовещенского участкового лесничества Алтайского края, не имеет заградительной минерализованной полосы, шириной не менее 1, 4м, или иного противопожарного барьера, а также не подвергаются очистке от сухой травянистой растительности на полосе не менее 10м от леса.
К выводу о виновности Администрации должностное лицо пришло на том основании, что спорные территории находятся в ведении муниципального образования и обязывают последнее к выполнению противопожарных мероприятий, в том числе как собственника земельного участка с кадастровым номером N.
С выводом должностного лица административного органа согласились судебные инстанции.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние Администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края квалифицировано по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и противопожарного законодательства.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, всем доводам жалобы заявителя дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Доводы жалобы заявителя о том, что Администрация не была уведомлена регистрирующим органом о регистрации за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, на котором произошло возгорание, перешедшее на земли лесного фонда, подтверждением чему имеется судебное решение, и потому на день события пожара земельный участок не находится во владении муниципального органа, а также что указанным земельным участком фактически пользовалось иное лицо, несостоятельны, на законность постановления и судебных решений не влияют, поскольку Администрации вменено в вину несоблюдение противопожарных мер на землях прилегающих к лесному фонду в границах сельского поселения.
Следует учесть, что согласно ч.3, п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
В статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п.п. 3, 4 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ).
В ст. 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в ч. 1 ст.38 Закона N 69-ФЗ, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч. 3 данной статьи).
Согласно ст. 1 Устава муниципального образования Николаевский сельсовет Благовещенского района Алтайского края, принятого решением Николаевского сельского Совета депутатов Благовещенского района Алтайского края от 19 марта 2020г. N 1 (л.м. 38-42, далее - Устав), указанное муниципальное образование имеет статус сельского поселения.
Из положений п. 4 ст.3, п.17 ст. 40 Устава следует, что к вопросам местного значения поселения и Администрации сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, к которым, согласно ст. 2 Устава, относятся село Николаевка и поселок Татьяновка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 22:05:020104:826 находится в границах населенного пункта поселения, в селе Николаевка Благовещенского района Алтайского края.
Учитывая изложенное, орган исполнительной власти местного самоуправления обязан принимать меры пожарной безопасности на всей территории сельского поселения независимо от форм собственности на земельные участки. Виновное неисполнение правил пожарной безопасности иными лицами, привлечение их к административной ответственности, не освобождают от административной ответственности иных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края по ч.4. 8.32 КоАП РФ с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству Управления лесами Минприроды Алтайского края от 12 декабря 2022г, решение судьи Благовещенского районного суда Алтайского края от 14 марта 2023г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 2 июня 2023г. оставить без изменения, жалобу главы администрации Николаевского сельсовета Благовещенского района Алтайского края П.А. Пожарского - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.