Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2024 г. N 66-ИКАД24-2-А5 настоящее определение оставлено без изменения
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-119/2023) по административному исковому заявлению Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" к Прокофьеву М.А. об отмене регистрации кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа", по апелляционной жалобе Прокофьева М.А. на решение Иркутского областного суда от 18 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Избирательной комиссии Иркутской области Штурневой М.В, представителя Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" Прокофьевой Е.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07 июня 2023 года N 69/1-ЗС4 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области (далее - Избирательная комиссия) от 02 августа 2023 года N 15/64 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, Прокофьев М.А, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" (далее - Партия) зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03 августа 2023 года N 16/76 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости".
Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Прокофьева М.А. В обоснование заявленных требований указывают, что зарегистрированным кандидатом Прокофьевым М.А. в нарушение норм действующего избирательного законодательства не произведено отчуждение иностранных финансовых инструментов, до настоящего времени он остается собственником иностранных ценных бумаг и иностранных финансовых инструментов.
Решением Иркутского областного суда от 18 августа 2023 года административные исковые требования Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" удовлетворены. Отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Прокофьева М.А, включенного в зарегистрированный областной список кандидатов, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа".
Не согласившись с решением суда, Прокофьевым М.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворений требований административного искового заявления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение закона, подлежащего применению. Не согласен с обстоятельствами обоснованности отнесения ценных бумаг, находящихся в его собственности и финансовых инструментов, к иностранным. Полагает, что акции Банка Тинькофф, компании Яндекс, депозитарные расписки Softline Holding Plc, паевые инвестиционные фонда "Тинькофф вечный портфель" и РСХБ "Акции компаний коммуникационного сектора" не могут относиться к иностранным финансовым инструментам, поскольку они формировались и выпускались российскими финансовыми институтами. Кроме того, указывает, что ранее им было подтверждено наличие у него криптовалюты (биткойна), однако считает, что судом не учтен тот факт, что криптовалюты носят наднациональный характер и не могут быть отнесены к чьей-либо государственной юрисдикции. Механизмы хранения цифровых финансовых активов также не могут быть отнесены к иностранным финансовым инструментам, ввиду того, что некоторые их них представляют собой физический носитель и не связаны с финансовыми инструментами. Счет на платформе Binance, по его мнению, также не может быть отнесен к иностранным финансовым инструментами, поскольку не относится к договорам банковского счета. Также считает, что существующие ограничения действующего избирательного законодательства, предусмотренные подпунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в системной взаимосвязи с подпунктом "и" и пунктом 9 статьи 76 этого же закона входят в противоречие с нормами статей 32 и 35 Конституции Российской Федерации.
В письменных пояснениях представитель Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" Прокофьева Е.Н. считает решение Иркутского областного суда необоснованным, так как судом первой инстанции не дана оценка каждому виду финансового инструмента, имеющихся у ответчика и отнесения каждого из них к иностранным.
В суд апелляционной инстанции Прокофьев М.А. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" Прокофьева Е.Н, участвующая в деле с использованием систем видеоконференц-связи, настаивала на том, что необходимо дать оценку каждому иностранному финансовому документу, которыми владел Прокофьев М.А.
Представитель Избирательной комиссии Иркутской области Штурнева М.В, участвующая в деле с использованием систем видеоконференц-связи, просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Порядок регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, наряду с Федеральным законом N 67-ФЗ, установлен Законом Иркутской области от 06 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 18-ОЗ).
В силу требований статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1); при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6).
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 39 Закона Иркутской области N 18-ОЗ, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Аналогичные требования закреплены в абзаце 1 пункта 4 статьи 39 Закона Иркутской области N 18-ОЗ.
Из материалов дела следует, что 19 июля 2023 года Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" представило в избирательную комиссию Иркутской области документы и сведения для регистрации областного списка кандидатов в депутаты законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва (том 1 л.д.82).
В числе прочих документов, представляемых в избирательную комиссию, уполномоченный представитель Партии приобщил сведения о размере и об источниках дохода кандидата Прокофьева М.А, а также об его имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, а также письменное уведомление Прокофьева М.А. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное им 14 июля 2023 года и подписанное собственноручно.
В силу приведенных выше законоположений кандидаты, включенные в список кандидатов, выдвинутый Партией, обязаны по состоянию на 19 июля 2023 года (день представления документов для регистрации списка кандидатов от Партии) прекратить пользование иностранными финансовыми инструментами, о чем представить письменное уведомление.
Как указано выше, постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 02 августа 2023 года N 15/64 Прокофьев М.А, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.
При этом, на дату регистрации списка кандидатов, выдвинутого Партией, Избирательная комиссия не располагала сведениями о владении кандидатом Прокофьевым М.А. иностранными финансовыми инструментами.
Согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия обращается, в том числе с представлением, для проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение двадцати дней. Если избирательная комиссия обращается за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы, учреждения и организации должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией. Указанное представление может не направляться в случае, если проверка достоверности сведений о кандидатах осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и (или) ГАС "Выборы", при этом результаты такой проверки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего органа (учреждения, организации).
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
Пунктом 6.4 статьи 33 названного федерального закона закреплено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (далее также - Банк России).
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 поименованного федерального закона).
Такой порядок установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее - Указание).
В силу пункта 1 Указания ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Избирательной комиссией Иркутской области проверка достоверности сведений о кандидатах осуществлялась с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и (или) ГАС "Выборы".
Поскольку взаимодействие между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и участниками финансового рынка осуществляется в электронной форме Избирательной комиссией Иркутской области был сформирован и направлен запрос с использованием указанной системы.
В ответ на данный запрос поступили ответы, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которых следует, что у Прокофьева М.А. имеются иностранные финансовые инструменты.
При этом, сам кандидат как в областном суде, так и в апелляционной жалобе не отрицает наличие у него указанных иностранных финансовых инструментов, кроме того, Прокофьев М.А. подтвердил, что у него имеется криптовалюта в размере "данные изъяты".
В силу требований подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 9 части 7 статьи 89 Закона Иркутской области N 18-ОЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, установив наличие предусмотренного федеральным законом основания для отмены регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, суд первой инстанции правомерно удовлетворил административный иск Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" об отмене регистрации Прокофьева М.А.
Довод апелляционной жалобы о том, что большинство из иностранных финансовых инструментов, владение которыми вменено Прокофьеву М.А, фактически являются ценными бумагами российских эмитентов, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения, как необоснованный по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта также относятся к иностранным финансовым инструментам.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, ценные бумаги, которыми владеет Прокофьев М.А, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), организационно-правовая форма приведенных компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Доводы апеллянта о том, что криптовалюты носят наднациональный характер и не могут быть отнесены к чьей-либо государственной юрисдикции, также подлежат отклонению.
Как указано выше, Федеральным законом N 79-ФЗ цифровая валюта, в том числе биткойн, также отнесена к иностранным финансовым инструментам.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии ограничений, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ нормам статей 32, 35 Конституции Российской Федерации не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения, поскольку проверка конституционности федеральных законом в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы представителя Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" о том, что судом первой инстанции не дана оценка каждому виду финансового инструмента, имеющихся у ответчика и отнесения каждого из них к иностранным, основаниями для признания решения суда незаконным и необоснованным не являются.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 18 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокофьева М.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 01 сентября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.