Московский городской суд в составе председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю., при помощнике Агальцовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство Республики Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь о прекращении производства по гражданскому делу по исковому заявлению М.А.П. к Республике Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь о досрочном погашении еврооблигаций, взыскании купонного дохода, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
М.А.П. обратился в Московский городской суд с исковым заявлением к Республике Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь о взыскании:
- досрочного погашения (номинальной стоимости) еврооблигаций в сумме *** долларов США;
- процентного (купонного) дохода по еврооблигациям, начисленного до даты фактического исполнения обязательства. На дату подачи иска невыплаченный купонный (процентный) доход составляет ***долларов США;
- процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, начисленных на номинальную стоимость еврооблигаций в сумме *** долларов США до даты фактического исполнения обязательства. На дату подачи иска проценты составляют ***долларов США;
- расходов по оплате государственной пошлины в размере *** руб, почтовых расходов в размере *** руб.
Требования мотивированы тем, что истец купил еврооблигации Республики Беларусь в 2021 году через российский *** на организованных торгах на Московской бирже, соглашение на брокерское обслуживание ***года. Денежные обязательства по еврооблигациям выражены в долларах США. Вплоть до февраля 2022 года включительно расчеты (покупка, выплата купонного дохода) с истцом по данным еврооблигациям, купленным на российской Московской бирже, проводились в долларах США через российскую Московскую биржу. В частности, 25 февраля 2022 года и 10 марта 2022 года истец получил купонный доход по еврооблигациям в размере *** долларов США и ***долларов США. Выплаты поступили на счет истца в ***. В соответствии с ответом Московской биржи оба выпуска еврооблигаций были допущены к организованным торгам в Российской Федерации по решению Московской биржи. Вследствие этого истец полагает, что заявленный спор относится к компетенции судов Российской Федерации, поскольку исковые требования основываются на договоре, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации. Кроме того, ответчик имеет посольство на территории Российской Федерации. С марта 2022 года по май 2022 года учет еврооблигаций был переведен истцом в депозитарий российского ООО "***". В настоящее время права на данные еврооблигаций учитываются российским депозитарием ООО "***" на счете депо ***.
Истец купил на Московской бирже еврооблигации двух выпусков:
- серия BLR -31, код ценной бумаги ISIN Х S 2120882183, номинальная стоимость 1000 долларов США, дата начала торгов 24 июня 2020 года, дата погашения 24 февраля 2031 года, дата начала торгов на Московской Бирже 23 августа 2021 года. Еврооблигации BLR -31 были размещены на Лондонской фондовой бирже по английскому праву, 23 августа 2021 года допущены к торгам на Московской бирже. По каждой еврооблигации серия BLR -31 предусмотрена выплата купонного дохода в размере 31, 89 доллар США два раза в год: 24 февраля и 24 августа ежегодно. Истцу принадлежат *** еврооблигации BLR -31, общей номинальной стоимостью *** долларов США;
- серия BLR -30, код ценной бумаги ISIN XS 1760804184, номинальная стоимость 1000 долларов США, дата начала торгов 28 февраля 2018 года, дата погашения 28 февраля 2030 года, дата начала торгов на Московской Бирже 9 ноября 2020 года. По каждой еврооблигации серия BLR -30 предусмотрена выплата купонного дохода в размере 31 доллар США два раза в год: 28 февраля и 28 августа ежегодно. Еврооблигации BLR -30 были размещены на Ирландской фондовой бирже по английскому праву, 9 ноября 2020 года допущены к торгам на Московской бирже. Истцу принадлежат ***еврооблигации BLR -30, общей номинальной стоимостью ***долларов США.
На дату подачи иска купонные доходы истец не получил. С июня 2022 года ответчик стал исполнять свои обязательства по всем еврооблигациям не в долларах США, а в белорусских рублях на специально открываемые в ОАО "АСБ Беларусбанк" счета. Платежный агент Лондонский филиал Citibank N. A. (Ситибэнк Эн.Эй) посчитал ненадлежащим исполнение в белорусских рублях и отказался быть платежным агентом. Поскольку с июня 2022 года Министерство финансов Республики Беларусь исполняет свои обязательства не в долларах США, а в белорусских рублях, то 14 июля 2022 года рейтинговой агентство Moody, s объявило, что Республика Беларусь допустила дефолт, то есть не исполнила обязательства по еврооблигациям. Таким образом, проценты по всем еврооблигациям Республики Беларусь с июня 2022 года аккумулируются на счету в белорусском банке ОАО "АСБ Беларусбанк" и не поступают ни к российским держателям еврооблигаций, ни к иным. Ответчик существенно нарушает условия исполнения обязательств по еврооблигациям. Требования истца от 16 января 2023 года, 27 января 2023 года о выплате просроченных процентов по еврооблигациям ответчиком не выполнены.
В ходе рассмотрения дела ответчик Республика Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь заявило ходатайство о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 134, абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием у суда компетенции для его рассмотрения, поскольку заявленный спор не относится к компетенции судов Российской Федерации, в том числе Московского городского суда. Согласно пункту 1 статьи 20 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г..и статьи 22 действующей в настоящее время Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в городе Кишиневе 7 октября 2002 года), суды Договаривающейся стороны компетентны в случаях, когда на её территории исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора. По мнению ответчика, исполнение обязательств по еврооблигациям происходит за пределами Российской Федерации. Листинг еврооблигаций осуществлен соответственно на Ирландской фондовой бирже и на Лондонской фондовой бирже. Ответчик, как эмитент, не принимал на себя обязательства по учету держателей еврооблигаций и не обязывался производить какие-либо платежи в пользу держателей еврооблигаций, включая истца, напрямую. Отсюда Российская Федерация не является местом исполнения обязательства Республики Беларусь по еврооблигациям.
Допуск еврооблигаций к организованным торгам на Московской бирже состоялся "по решению российского организатора торговли" в соответствии с пунктом 4.1 статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в отсутствие инициативы или согласования со стороны Республики Беларусь как эмитента еврооблигаций. В связи с санкциями ответчик утратил доступ к расчетно-клиринговой инфраструктуре. В такой ситуации ответчик вынужденно принял временные меры по исполнению своих платежных обязательств по еврооблигациям в белорусских рублях на счетах в белорусском банке. Согласно подпункту 2.11 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 года N93 "О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики", постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 6 апреля 2022 года N212/10 и от 26 сентября 2022 года N643/20 обязательства ответчика по еврооблигациям подлежат исполнению в белорусских рублях путем их зачисления на специальный счет в ОАО "АСБ Беларусбанк", то есть на территории Республики Беларусь. Таким образом, компетентным судом по заявленному спору является белорусский суд по месту нахождения ответчика (его уполномоченный орган) и (или) по месту исполнения платежных обязательств ответчика по еврооблигациям.
Истец Марченков А.П. возражал против прекращения производства по делу, указывая на то, что приобрел е врооблигации на территории Российской Федерации через российский *** на организованных торгах на Московской бирже; обязательства по еврооблигациям частично исполнены (получены процентные доходы) на территории Российской Федерации, в частности 25 февраля 2022 года и 10 марта 2022 года истец получил купонный доход по еврооблигациям, выплаты поступили на счет истца в российском ***; еврооблигации были допущены к организованным торгам в Российской Федерации по инициативе российской Московской биржи, права истца на данные еврооблигации учитываются российским депозитарием ООО "***", вследствие этого обязательства по еврооблигациям должны быть исполнены на территории Российской Федерации.
Выслушав объяснения истца и представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация и Республика Беларусь являлись участниками Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г, вступившей в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г, для Республики Беларусь - 19 мая 1994 г. (далее Минская Конвенция).
На основании пункта 2 статьи 1 Минской Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее - учреждения юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.
Согласно пункту 1 статьи 20 Минской Конвенции, если в частях II - V настоящего раздела не установлено иное, иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются, независимо от их гражданства, в суды этой Договаривающейся Стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал.
В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 20 Минской Конвенции с уды Договаривающейся Стороны компетентны также в случаях, когда на ее территории исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора.
На момент рассмотрения дела судом Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. прекратила свое действие. С 28 июня 2023 года вступила в силу Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 года, вступила в силу для Российской Федерации 28 июня 2023 года) (далее Кишиневская Конвенция).
Положения пункта 2 статьи 1 Кишиневской Конвенции предусматривают, что гр аждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее именуемые учреждениями юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.
Согласно пункту 1 статьи 22 Кишиневской Конвенции, е сли в частях II - V настоящего раздела не установлено иное, то иски к лицам, имеющим местожительство на территории одной из Договаривающихся Сторон, независимо от их гражданства предъявляются в суды этой Договаривающейся Стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал.
В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 22 Кишиневской Конвенции суды Договаривающейся Стороны компетентны также в случаях, когда на ее территории исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора.
В соответствии с частью 1 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иное не установлено правилами настоящей главы, подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации определяется по правилам главы 3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 6 части 3 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации (пункт 1);
- иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации (пункт 6).
Предметом спора являются требования гражданина Российской Федерации к Республике Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь о досрочном погашении еврооблигаций Беларусь-2030 (международный идентификационный код ISIN XS 1760804184), Беларусь-2031 (международный идентификационный код ISIN Х S 2120882183), взыскании купонного дохода, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами.
Согласно пунктам 3.1, 3.5, 3.7 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года N1585, Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, основными задачами которого является проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления; участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов, формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; государственное регулирование рынка ценных бумаг, отношений в сфере секьюритизации, инвестиционных фондов.
В силу пунктов 4.37, 4.38, 4.75 Положения Министерство финансов Республики Беларусь выполняет функции финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых является Республика Беларусь; осуществляет регистрацию государственных займов и гарантированных займов и учет внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в порядке, устанавливаемом Минфином, осуществляет операции по управлению внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, операции по исполнению гарантий Правительства Республики Беларусь, заключает договоры о порядке использования и погашения внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантию Правительства Республики Беларусь, договоры поручительства по этим займам; устанавливает порядок эмиссии (выдачи), обращения и погашения ценных бумаг, включая особенности эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг, ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов (за исключением эмиссионных ценных бумаг Национального банка).
Как следует из Проспекта эмиссии еврооблигаций Беларусь-2030 (серия BLR -30, международный идентификационный код ISIN XS 1760804184), Проспекта эмиссии еврооблигаций Беларусь-2031 (серия BLR -31, международный идентификационный код ISIN Х S 2120882183), Республика Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь является эмитентам по указанным еврооблигациям, финансовым, платежным агентом является Citibank N. A. (Ситибэнк Эн.Эй.), London Branch ; международная клиринговая система, выполняющая функции депозитария - Clearstream Banking S. A. и Euroclear Bank SA / NV, The Depository Trust Company ; номинальный держатель (получатель платежей) - Citivic Nominees Limited или Cede & Co ; листинг и допуск к торгам - еврооблигаций Беларусь-2030 осуществлен на Ирландской фондовой бирже, еврооблигаций Беларусь-2031 осуществлен на Лондонской фондовой бирже; применимое право - английское право; любые споры, возникающие их договоров и соглашений или в связи с ними, будут передаваться на рассмотрение и окончательно разрешаться в арбитражном суде в соответствии с Арбитражным Регламентом Лондонского международного третейского суда.
Структура платежей по еврооблигациям Беларусь-2030, Беларусь-2031 в соответствии с эмиссионной документацией выглядит следующим образом:
- ответчик, выступающий эмитентом, доводит средства до платежного агента - Citibank N. A. (Ситибэнк Эн.Эй.), London Branch ;
- платежный агент ответчика Citibank N. A. перечисляет средства в пользу международной клиринговой системы, выполняющей функции депозитария, Clearstream Banking S. A. и Euroclear Bank SA / NV, The Depository Trust Company, на имя номинального держателя Citivic Nominees Limited или Cede & Co. В соответствии с эмиссионной документацией номинальные держатели Citivic или Cede & Co являются получателями платежа ответчика (эмитента). После осуществления этой транзакции платежные обязательства ответчика считаются надлежащим образом исполненными;
- международная клиринговая система - Clearstream Banking S. A, Euroclear Bank SA / NV, The Depository Trust Company, обеспечивает доведение средств до держателей еврооблигаций через финансовые и инфраструктурные учреждения.
В соответствии с Проспектами эмиссии у ответчика, выступающего в качестве эмитента, имеются обязательства по перечислению обязательных платежей платежному агенту Citibank N. A. (Ситибэнк Эн.Эй.), London Branch в пользу компании Cede & Co, выступающей в качестве номинального держателя от имени единого депозитария компании The Depository Trust Company, или компании Citivic Nominees Limited, выступающей в качестве номинального держателя от имени единого депозитария компаний Euroclear и Clearstream, Luxembourg, с целью их последующего распределения между владельцами счетов. Платежи осуществляются в долларах США путем перевода средств на счет получателя платежа в долларах США в банке в Лондоне и (или) Нью-Йорке.
Листинг (включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список) еврооблигаций Беларусь-2030 осуществлен на Ирландской фондовой бирже, еврооблигаций Беларусь-2031 осуществлен на Лондонской фондовой бирже. На территории Российской Федерации листинг еврооблигаций не осуществлялся.
При этом ответчик, выступающий в качестве эмитента, не участвует в транзакциях по доведению средств в пользу держателей еврооблигаций, не ведет учет держателей еврооблигаций, не имеет сведений о том, получили ли держатели еврооблигаций выплаты, равно как и не запрашивает такие сведения по собственной инициативе. Эти действия совершаются самостоятельными субъектами на коммерческой основе.
На основании изложенного Проектами эмиссии не предусматривается исполнение ответчиком обязательств по еврооблигациям на территории Российской Федерации, допуск еврооблигаций к торгам произведен не на территории Российской Федерации, обязательства ответчика по перечислению платежей платежному агенту осуществляются и подлежат осуществлению не на территории Российской Федерации. Ответчик, как эмитент, не принимал на себя обязательства по учету держателей еврооблигаций и не обязывался производить какие-либо платежи в пользу держателей еврооблигаций, включая истца, напрямую. Вследствие этого территория Российской Федерации не является местом исполнения обязательства Республики Беларусь по спорным еврооблигациям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, истец приобрел в 2021 году через российский *** " на организованных торгах на Московской бирже, соглашение на брокерское обслуживание *** года, еврооблигации Республики Беларусь двух выпусков Беларусь-2030 (серия BLR -30, международный идентификационный код ISIN XS 1760804184), Беларусь-2031 (серия BLR -31, международный идентификационный код ISIN Х S 2120882183).
Согласно письменному ответу ПАО Московская Биржа от 22 ноября 2022 года N *** д опуск еврооблигаций к организованным торгам на Московской бирже состоялся "по решению российского организатора торговли" в соответствии с пунктом 4.1 статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (л.д.54 том 1). То есть в отсутствие инициативы или согласования со стороны Республики Беларусь как эмитента еврооблигаций.
Центральный банк Российской Федерации в письменном ответе от 13 декабря 2022 года NС59-1/1030429 пояснил, что спорные облигации выпущены Республикой Беларусь, порядок осуществления выплат по еврооблигациям определяется эмиссионной документацией в соответствии с законодательством стран, в которых выпущены данные ценные бумаги. Порядок и сроки передачи доходов по ценным бумагам, выпущенным в соответствии с иностранным правом, не являются предметом регулирования законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг. В ответ на запрос Центра Банк *** пояснил, что между М.А.П. и Банком *** были заключены соглашение о предоставлении услуг на финансовых рынках N *** года и депозитарный договор N *** года, соглашение о предоставлении услуг на финансовых рынках с ведением индивидуального инвестиционного счета, депозитарный договор N *** года путем простого присоединения к условиям Регламента оказания услуг на финансовых рынках Банка и Условиям осуществления депозитарной деятельности Банка в соответствии со статьёй 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. В рамках указанного соглашения истцом были приобретены спорные еврооблигации.
Вследствие этого приобретение истцом спорных еврооблигации, допущенных к организованным торгам на Московской бирже по "решению российского организатора торговли" в отсутствие инициативы или согласования со стороны Республики Беларусь, как эмитента еврооблигаций, получение процентных доходов по ним на территории Российской Федерации на счет в российском ПАО Банк ***, само по себе, не свидетельствует о месте исполнения ответчиком обязательств по еврооблигациям на территории Российской Федерации.
Как указывалось выше, в соответствии с Проспектами эмиссии у ответчика отсутствуют обязательства по произведению каких-либо платежи в пользу держателей еврооблигаций напрямую. Клиринговые системы The Depository Trust Company, Euroclear и Clearstream, Luxembourg доводят поступившие от ответчика денежные средства до держателей еврооблигаций через соответствующие финансовые коммерческие учреждения. Проспектами эмиссии не оговорено место исполнения обязательств перед держателями еврооблигаций.
Приведенные обстоятельства не свидетельствует о тесной связи выполнения ответчиком обязательств по еврооблигациям с территорий Российской Федерации.
Кроме того, в связи санкционными ограничениями, введенными Европейским союзом в отношении Республики Беларусь, и не возможностью обеспечения перечислений платежей в пользу держателей еврооблигаций через расчетно-клиринговые инфраструктуры, Республика Беларусь приняла решение о выплатах по еврооблигациям в белорусских рублях в размере, эквивалентном долларам США по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения платежа, на специально открываемые в ОАО "АСБ Беларусбанк" счета. Доступ к указанным денежным средствам был обеспечен для финансового, платежного и трансфертного агента по эмиссионным документам Citibank N. A.
В частности, со стороны Европейского союза, принят Регламент Совета (ЕС) 2022/398 от 9 марта 2022 года о внесении изменений в Регламент (ЕС) N765/2006, касающийся ограничительных мер в связи с ситуацией в Беларуси и причастностью Беларуси к российской агрессии против Украины, статья 1 ja, пункт 1. 5 июля 2022 года вступили в силу санкции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, которые ввели запрет на оказание Национальным Банком Республики Беларусь и Министерству финансов Республики Беларусь финансовых услуг по управлению валютными резервами и активами ответчика - Регламент 2022 (S. I. 2022/748), пункты 5, 13, 14. 7 июля 2022 года платежный агент Citibank N. A. уведомил ответчика об отказе от выполнения функций фискального, платежного и трансфертного агента в отношении еврооблигаций.
Согласно подпункту 2.11 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 года N93 "О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики", постановлениям Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 апреля 2022 года N212/10, от 26 сентября 2022 года N643/20, от 28 июня 2022 года N413/15 обязательства ответчика по еврооблигациям подлежат исполнению в белорусских рублях путем их зачисления на специальный счет в ОАО "АСБ Беларусбанк", то есть на территории Республики Беларусь. Держатели еврооблигаций открывают текущий (расчетный) банковский счет в банке Республики Беларусь для получения выплат по еврооблигациям.
Таким образом, ответчик установилправовой механизм осуществления выплат держателям еврооблигаций на территории Республики Беларусь.
При таких обстоятельствах территория Российской Федерации не является местом исполнения обязательств Республики Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь по еврооблигациям Беларусь-2030 (серия BLR -30, международный идентификационный код ISIN XS 1760804184), Беларусь-2031 (серия BLR -31, международный идентификационный код ISIN Х S 2120882183).
Министерство финансов Республики Беларусь, как орган государственного управления Республики Беларусь, выступающий от имени Республики Беларусь в качестве эмитента по выпуску спорных еврооблигаций и обеспечивающий исполнение обязательств по погашению еврооблигаций, расположено на территории Республики Беларусь, не имеет о рганов управления, филиалов или представительство на территории Российской Федерации.
На основании изложенного заявленный спор не относится к компетенции судов Российской Федерации, в том числе Московского городского суда, ни по месту нахождения ответчика (его уполномоченного органа), ни по месту исполнения ответчиком платежных обязательств по еврооблигациям.
В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с уд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с удья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Поскольку заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению в судах Российской Федерации, так как заявленный спор не относится к компетенции судов Российской Федерации, в том числе Московского городского суда, производство по гражданскому делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 134, абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по гражданскому делу N3-1140/2023 по исковому заявлению М.А.П. к Республике Беларусь в лице Министерства финансов Республики Беларусь о досрочном погашении еврооблигаций, взыскании купонного дохода, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, судебных расходов.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.