Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., с удей Жолудовой Т.В., Климовой С.В.
при помощнике судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Маслова М.И. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2022 года, дополнительное решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 23 марта 2023 года, которыми постановлено:
в удовлетворении исковых требований Маслова М.И. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии, возложении обязанности по включению периодов в стаж отказать;
установила:
Маслов М.И. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии, возложении обязанности по включению периодов в стаж, просил включить в льготный стаж по Списку N1 период работы с 13.02.1990 по 04.07.1990, 05.05.1997 по 08.05.1997, 09.05.1997 по 25.05.1998, по Списку N2 периоды с 26.05.1998 по 12.07.2000, 13.07.2000 по 31.10.2001, 01.11.2001 по 07.04.2003, в страховой стаж период учебы с 01.09.1978 по 10.07.1981, период службы в радах Вооруженных Сил ССС с 28.10.1981 по 23.11.1983, период работы 1974-1978 г.г, с 01.10.2012 по 24.03.2013, с учетом включения периодов произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 24.03.2013 ему в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях" назначена трудовая пенсия по старости. При получении 02.22.2018 ответа ГУ-ГУ ПФР по г. Москве и Московской области на обращение о разъяснении расчета пенсии истцу стало известно, что при расчете пенсионного капитала пенсионным органом были допущены ошибки в учете периодов, неучтенных периодах. 24.03.2021, 03.06.2021, 17.06.2021 истец обращался с заявлениями о перерасчете пенсии. Однако ответчиком был произведен перерасчет размера пенсии только за счет ИПК за период военной службы по призыву с 01.04.2021. При расчете пенсионного капитала стажевый коэффициент по расчетам ПФР составил 0, 56, тогда как должен составлять 0, 64.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение с учетом дополнительного решения, об отмене которых просит истец Маслов М.И. по доводам апелляционных жалоб.
Определением судебной коллегии в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N9 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области не явился, извещен. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав в судебном заседании истца Маслова М.И, представителя истца Стародубцева В.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления в части по доводам апелляционных жалоб истца, изученным материалам дела, имеются.
С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1, 2.
С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно с п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту из предусмотренных ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Судом установлено и следует из материалов дела, Маслову М.И. с 24.03.2013 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 28.12.2013 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по Списку N 1.
Вариант расчета расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав истца осуществлен в соответствии с пунктом 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 28.12.2013 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как наиболее выгодный вариант.
Оценка пенсионных прав истца произведена с учетом:
- общего трудового стажа на 01.01.2002 - 20 лет 3 месяца;
отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации период с 01.01.2000 по 31.12.2001 - 6, 979 (учитывается не свыше 1, 2);
- стажа работы до 1991 года, учитываемого для валоризации - 5 лет 11 месяцев;
- суммы страховых взносов, начисленных на лицевой счет истца по данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица составляет 1234659, 35 руб.
Дата регистрации Маслова М.И. в системе государственного пенсионного страхования - 26 ноября 1997 г.
Все периоды трудовой деятельности истца, включая учебу, службу в армии по призыву, период работы с 01.10.2012 по 24.03.2013 (заявленные истцом) засчитаны в страховой стаж.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала (ПК) определяется по формуле:
ПК=(СК х ЗР/ЗП х СЗП) = 0, 56 xl, 2x1671 =1122, 91 руб.
Пенсионный капитал истца рассчитан при:
СК - стажевый коэффициент, с учетом льготного стажа не менее 10 лет составляет 0, 55 который для застрахованных лиц из числа мужчин, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
Следовательно, СК составил: 0, 55 +0, 01 (стаж 11 лет по Списку N 1) =0, 56.
СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ, утвержденная Правительством РФ, составляет 1671 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 30 ФЗ-173 величина расчетного пенсионного капитала определяется по формуле:
ПК = (РРП- БЧ) *Т* Ки + , где
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии на 01.01.2002 - 450 руб.;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии на дату назначения -
240 мес. (п. 1 ст. 14 и п. 2 ст.32 Федерального закона 173-ФЗ);
Ки - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала с 01.01.2002 на дату назначения пенсии - 5,01969120104;
- сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются, начиная с 1 января 2002 года исходя из заработка гражданина. У истца сумма страховых взносов составляет - 1234659,35 руб.
ПК общий = (1122, 91 - 450) х 240 х 5, 01969120104 + 1234659, 35 = 810672, 10 + 1234659, 35 = 2045331, 45 руб.
На основании п. 1 ст. 30.1 Федерального закона N 213-ФЗ сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001N 173-ФЗ, сверх того, 1% величины расчетного капитала за каждый полный год трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991.
Согласно нормам Федерального закона N 173-ФЗ с 01.01.2010 истцу произведена валоризация расчетного пенсионного капитала при продолжительности трудового стажа с учетом льготного стажа (с 1986 г) на 01.01.1991 - 5 лет 11 месяцев (коэффициент валоризации 0, 15), сумма валоризации определяется в следующем порядке: 810672, 33 руб. (ПК на дату назначения без взносов) х 0, 15 (коэффициент валоризации): 240 (Т) : 240 =506.67 руб.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости на дату назначения составлял: ПКна 24.03.2013 : Т + валоризация+ ЕДсвн = 2045331, 45 : 240 +506.67+ 140, 03 = 9168, 91 руб.
Также наравне с периодами работы в страховой стаж согласно ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ учитываются иные "нестраховые" периоды, перечисленные в п. 1 указанной статьи.
К числу таких периодов относится 1) период прохождения военной службы. Нестраховые периоды, имевшие место до 01.01.2002 года, предусмотренные Федеральным законом N 146-ФЗ от 22.07.2008 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий", не суммируются к трудовому стажу для получения стажевого коэффициента, а перечисленные за них суммы из федерального бюджета включаются в расчетный пенсионный капитал, исходя из которого исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
Сумма возмещения страховых взносов за нестраховые периоды определяется исходя из стоимости страхового года, утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год в размере 16239 рублей 60 копеек.
Ежемесячная доплата (ЕДсвн) для периода службы истца в Советской армии с учетом 2 лет 25 дней составляет - 140, 03 руб.
Общий размер пенсии на 24.03.2013 - 12663, 89 руб, где страховая часть = 9168, 91+ ФБР (фиксированный базовый размер) = 3494, 98 рубля.
По материалам пенсионного дела истца были произведены беззаявительные корректировки (далее - БЗК) страховой части трудовой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов из лицевого счета застрахованного лица, поступивших в бюджет ПФР в соответствии п. 3, 5 ст. 17 Федерального N 173-ФЗ.
С 01.08.2013 прошла беззаявительная корректировка из расчета начисленных страховых взносов в сумме 68437, 35 (Т-240). Размер увеличения составил 285, 16 руб.
С 01.08.2014 прошла беззаявительная корректировка из расчета начисленных страховых взносов в сумме 126930, 91 (Т-240). Размер увеличения составил 528, 88 руб.
Также с 01.08.2015 прошло уточнение размера страховой части пенсии РПК на конец периода действия Федерального закона N 173-ФЗ на 31.12.2014, по сведениям о состоянии расчетного пенсионного капитала с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, рассчитанного по начисленным работодателем страховым взносам, размер страховых взносов, не учтенных при ранее производимых БЗК из расчета начисленных страховых взносов в сумме 5092, 01 (Т-240).
Размер увеличения составил 21, 22 руб.
Общий размер пенсии истца на 31.12.2014 составил 15027, 91 руб, где СЧ - 11117, 57 руб, ФВ - 3910, 34 руб.
Индексации пенсии производились в соответствии с Федеральными законами о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета пенсий в РФ. Коэффициенты индексации и их периодичность определяются Правительством РФ.
Размер ИПК с учетом перехода на Федеральный закон N 400-ФЗ с 01.01.2015 составил:
11117, 57 (размер страховой части на 31.12.2014г.) / 64, 10 = 173, 441.
Размер пенсии на 01.01.2015 составил 11310, 35 руб. (фиксированная выплата- 3935, 00 руб, страховая часть- 7375, 35 руб.).
С 01.02.2015 стоимость ПК 71, 41 СЧ = 115, 060 х 71, 41 = 8216, 43 руб.
Размер пенсии на 01.02.2015 составил 16769, 01 руб. (СЧ - 12385, 42 руб. ФВ - 4383, 59 руб.).
С 01.08.2016 по 01.08.2020 в автоматическом режиме производились ежегодные беззаявительные корректировки страховой части пенсии по старости, в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости.
Увеличение по страховым взносам составило ИПКi = 3 (в каждом расчетном году), что соответствует 214 руб. 23 коп. (3.000*71, 41). Размер ИПК на 01.08.2022 с учетом БЗК составил - (173.441 + 3*5 лет) = 188.441
24.03.2021 в КС "Митино" истцом подано заявление о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 по п.1 ч.2 ст.18 Федерального N 400-ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке.
Истец предоставил следующие документы:
- диплом В N 775350 СПТУ N11 г. Джезказгана от 06.07.1981;
- военный билет НС N 2373048 от 28 октября 1981;
- справки о заработной плате от 24.03.2017 N 187, выданные "Мосметрострой" за периоды работы с мая 1984 по декабрь 1995.
В результате данного перерасчета откорректирован стаж истца с учетом периодов учебы - 2 года 9 мес. 10 дней (на размер пенсии, исчисленной с учетом льготных периодов не повлиял.)
Размер по представленным справкам составляет ? 1, 854, что менее выгодно отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ранее учтенного размера - 6, 979.
Согласно закону N 400-ФЗ периоды периода службы в армии могут быть учтены в виде пенсионных коэффициентов.
Сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в статье 12 Федерального закона N 400-ФЗ, учитывается при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента. Коэффициент за полный календарный год иного периода (HTIi), предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона составляет: 1, 8 * 2/0/25 = 3.730
С 01.04.2021 произведен перерасчет пенсии истца, в результате которого расчетный размер ИПК составил СПна 31.12.2014: 64, 10 + ИПКi БЗК + СВН служба в СА= 10960, 91/64, 10 + 15.000 + 3.730 = 189.727
Общий размер пенсии после перерасчета (с учетом работы) составил 17932, 00 руб. (в том числе СЧ=189.727* 71, 41 =13548, 41, ФБР=4383, 59).
С 01.08.2021 и с 01.08.2022 в автоматическом режиме производились БЗК страховой части пенсии по старости. Увеличение по страховым взносам составило ИПКл= 3.000 (в каждом расчетном году).
Размер ИПК на 01.08.2022 с учетом БЗК составил - (189.727+ 3.000*2 лет) = 195, 727.
При увольнении размер пенсии истца составит: 30336, 10 руб, который рассчитывается следующим образом:
23115, 36 (195, 727 х 71, 41) (страховая часть пенсии) + (фиксированная выплата) 7220, 74 руб. = 30336, 109 руб.
Рассматривая требования о включении в общий стаж и в специальный стаж периодов, суд установил, что в общий стаж включены все периоды трудовой деятельности истца с 1978 г. по 31.12.2001, включая учебу, службу в армии по призыву, в связи с чем суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж данных периодов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы с 1974 по 1978 в колхозе "Коммунист", суд первой инстанции с учетом положений статьи 173 КЗоТ Российской Федерации от 09.12.1971 исходил из того, что справка истца о периодах работы с 1974 по 1978 в колхозе "Коммунист" не может быть рассмотрена для включения в стаж, поскольку в спорный период истцу было менее 14 лет, то есть трудовым законодательством был запрещен прием на работу лицам, не достигшим данного возраста. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие, что данная работа протекала в свободное от учебы время в связи с чем данный период не может быть засчитан в стаж.
В специальный стаж включены в по Списку N1 и Списку N2 следующие периоды работы: с 16.02.1984 по 01.07.1984 (Список N2), 02.07.1984 по 30.01.2985 (Список N1), с 31.01.1985 по 08.04.1985 по 08.04.1985 (Список N2), с 09.04.1985 по 12.02.1990 (Список N1), с 05.07.1990 по 31.12.1996 (Список N1), с 01.01.1997 по04.05.1997 (Список N2), с 09.05.1997 по 31.12.1998 (Список N2), с 13.07.2000 по 03.09.2000 (Список N2), с 01.01.2001 по 31.10.2001 (Список N2).
Периоды работы с 01.01.1999 по 12.07.2000 - механик участка на поверхностных работах в ДО Строительное управление N3 ГАО "Мосметрострой", с 04.09.2000 по 31.12.2000 - главный механик СМУ ДО Строительно-монтажное управление N" ЗАО "Мосметрострой", с 01.11.2001 по 30.09.2012 - директор ДО СМУ-2 ЗАО "СМУ N2 Мосметростроя" не включены в специальный стаж, поскольку истцом не была представлена льготная справка на данные периоды.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж по Списку N1 периодов работы с 13.02.1990 по 04.07.1990, 05.05.1997 по 08.05.1997, 09.05.1997 по 25.05.1998, по Списку N2 периодов с 26.05.1998 по 12.07.2000, 13.07.2000 по 31.10.2001, 01.11.2001 по 07.04.2003, суд исходил из установленных обстоятельств не представления истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии документов, подтверждающих льготный характер работы, а также указал на то, что требования истца о включении периодов работы с 09.05.1997 по 31.12.1998, с 13.07.2000 по 01.01.2001 по 31.10.2001 по Списку N1 не законно, поскольку данные периоды уже учтены как льготный период работы по Списку N2, периоды учебных отпусков и нахождение в отпуске без сохранения содержания для включения в специальный стаж Правилами от 11.07.2002 N516 не предусмотрены, включение в специальный стаж спорных периодов на размер пенсии не повлияет.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд пришел к выводу об отказе в иске, исходя из того, что при расчете пенсионного обеспечения Маслова М.И. нарушения прав истца со стороны пенсионного органа допущено не было, размер пенсии исчислен правильно в соответствии с действующим законодательством и в полном объеме, все периоды работы истца указанные в трудовой книжке учтены для расчета размера пенсии.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периода работы с 1974 по 1978 в колхозе "Комунист", суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 173 КЗоТ Российской Федерации от 09.12.1971, согласно которой не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет, в исключительных случаях, по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, могут приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет. Между тем, судом первой инстанции не учтено, что Маслов М.И, 24.03.1963, года рождения, достиг 15-летнего возраста 24.03.1978. Работа Маслова М.И. в должности рабочего, в колхозе "Коммунист" подтверждена справкой ООО "Сосновское" от 01.12.2014 N207, согласно которой Маслов М.И. отработал в 1978 году 11 трудодней при минимуме 220, выданной на основании лицевых счетов, справкой ООО "Сосновске" от 01.12.2014 N206 о переименовании колхоза.
При таких данных, учитывая, что указанный период работы истца по найму по достижении им возраста 15 лет подтвержден документально, об оплате труда в виде трудодней, являющихся одной из форм вознаграждения работников за работу в сельской местности, судебная коллегия приходит к выводу, что период работы истца - 1978 год (11 трудодней) подлежит включению в страховой стаж, оснований для отказа в удовлетворении требований иска в данной части у суда первой инстанции не имелось.
Не могут быть признаны обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы по Списку N1 с 13.02.1990 по 28.02.1990, с 28.03.1990 по 04.07.1990 с 09.05.1997 по 25.05.1998, по Списку N2 с 01.01.1999 по 12.07.2000, с 04.09.2000 по 31.12.2000, с 01.11.2001 по 07.04.2003.
Суд первой инстанции указывая, что требования истца о включении периодов работы по Списку N1 не законно, поскольку данные периоды уже учтены как льготный период работы по Списку N2, включение в специальный стаж спорных периодов на размер пенсии не повлияет, данные выводы с ссылками на нормы права и конкретные расчеты не мотивировал, не принял во внимание обоснование заявленных истцом требований, в которых истец приводил доводы о том, что его отдельные периоды работы неправомерно отнесены ответчиком к Списку N2, а не к Списку N1, включение в специальный стаж спорных периодов ему необходимо для реализации права на выбор конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), что повлияет на стажевый коэффициент.
Судом первой инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не приняты во внимание приведенные истцом доводы о том, что при назначении пенсии пенсионный орган располагал сведениями о месте работы и занимаемой истцом должности в периоды льготной работы, при этом ответчиком не проводились проверки для выяснения характера условий труда и занятости истца, не направлялись необходимые запросы. Судом первой инстанции с учетом указанных доводов не установлено, какие документы предоставлялись истцом при подаче заявления о назначении пенсии, какие из них приняты, какие оставлены без внимания и по каким основаниям, не дана правовая оценка действиям ответчика с учетом норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающих обеспечение ПФР разъяснительной работы среди населения по вопросам выплаты пенсий.
Согласно пп. "а" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" право на льготное пенсионное обеспечение установлено: раздел 1 "Горные работы", подраздел 2 "Подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений" электрослесарям-монтажникам подземного горно-проходческого оборудования (1010300а-19912), механикам сменным (1010300б-23485), механикам подземных участков (1010300б-23571).
Согласно разделу 1 "Горные работы", подраздел 1 "Открытые горные работы и работы на поверхности" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются механики, старшие механики (2010100б-23485), главные механики, их заместители (помощники) (2010100б-20822), директора (начальники), их заместители (помощники) по производству, строительству (в разрезах, карьерах) (2010100б-21516).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов пенсионного дела, что при обращении в 13.03.2013 к ответчику с заявлением о назначении пенсии истцом была представлена трудовая книжка, в которой, в том числе, отражены периоды работы в Мосметрострое с 29.08.1988 по 25.11.1991 электрослесарем-монтажником подземного горнопроходческого оборудования 5 разряда, с 26.11.1991 по 31.01.1992 сменным механиком на подземных работах, с 01.02.1992 по 25.05.1998 механиком участка на подземных работах, с 26.05.1998 по 12.07.2000 механиком участка на поверхностных работах, с 13.07.2000 по 31.10.2001 главным механиком СМУ, с 01.11.2001 по 07.04.2003 директором ДО СМУ-2.
Также истцом в пенсионный орган была представлена справка, уточняющая характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 12.03.2013 N2637-20-ПФ ОАО "Мосметрострой", согласно которой работодатель подтверждает работу Маслова М.И. в периоды с 29.08.1988 по 25.11.1991 электрослесарем-монтажником подземного горнопроходческого оборудования 5 разряда, с 26.11.1991 по 31.01.1992 сменным механиком на подземных работах, с 01.02.1992 по 25.05.1998 механиком участка на подземных работах, - в должностях предусмотренных Списками N1 с занятостью на подземных работах более 50 процентов рабочего времени в учетном периоде, с выполнением работы в режиме полной рабочей недели с полным рабочим днем, без совмещения других профессий.
Согласно данной справке у Маслова М.И. имелись отпуска без сохранения заработной платы с 28.02.1990 по 28.03.1990, с 05.05.1997 по 09.05.1997, учебные отпуска с 13.02.1990 по 28.02.1990, с 28.03.1990 по 04.07.1990.
Учитывая, что в соответствии с положением ст. 21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, периоды учебных отпусков являются периодами работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов, оснований для исключения периодов с 13.02.1990 по 28.02.1990, с 28.03.1990 по 04.07.1990 из специального стажа по Списку N1 у ответчика не имелось.
Требования истца о включении в специальный стаж по Списку N1 периода работы с 09.05.1997 по 25.05.1998 механиком участка на подземных работах, который включен ответчиком в стаж работы по Списку N2, судебная коллегия находит обоснованными, учитывая, что данная должность предусмотрена Списками N1, предшествующие периоды работы в данной должности включены ответчиком в специальный стаж по Списку N1, постоянная занять истца во вредных условиях труда в спорный период подтверждается справками работодателя от 12.03.2013 N2637-20-ПФ, от 14.04.2021 N320\ПФ, где работодатель характеризует работу истца в рассматриваемый период как выполняемую в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели с занятостью на подземных работах более 50 процентов рабочего времени и дающую право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N1.
Доводы истца о выполнении работы в периоды с 01.01.1999 по 12.07.2000 механиком участка на поверхностных работах, с 04.09.2000 по 31.12.2000 главным механиком СМУ, с 01.11.2001 по 07.04.2003 директором ДО СМУ-2, в должностях, предусмотренных Списком N2 подтверждаются справкой от 14.04.2021 N320\ПФ, согласно которой Маслов М.И. в указанные периоды работал по строительству тоннелей метрополитенов, полный рабочий день, полную рабочую неделю, без совмещений, в должностях, предусмотренных Списком N2. Оснований не доверять указанным сведениям не имеется, исходя из того, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, оснований для невключения в специальный стаж по Списку N2 периодов работы Маслова М.И. с 01.01.1999 по 12.07.2000, с 04.09.2000 по 31.12.2000, с 01.12.2001 по 07.04.2003 у ответчика не имелось, что не было учтено судом первой инстанции.
Выводы суда в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований с ссылками на то, что истцом при назначении пенсии не предоставлялась справка, подтверждающая льготную работу по Списку N2 в указанные периоды, в связи с чем они правомерно включены только в общий стаж, не основаны на нормах закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на дату обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии, необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Порядок установления страховых пенсий в настоящее время определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 31 Правил N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (действовавшего на дату обращения с заявлением о назначении пенсии), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения на дату обращения с заявлением о назначении пенсии были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный орган при принятии заявления Маслова М.И. о назначении пенсии и исключая спорные периоды работы из общего и специального стажа, должен был разъяснить истцу права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности, необходимость предоставления дополнительных документов о стаже.
При этом суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) не исследовал и не дал надлежащей правовой оценки приведенным доводам Маслова М.И. о наличии вины пенсионного органа по не уведомлению его об исключении периодов работы из специального стажа, не разъяснению ему необходимости представления дополнительных документов.
Между тем указанные доводы истца подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты. Доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что истцу ответчиком разъяснялись права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности, необходимость подтверждения трудовой деятельности дополнительными документами, при назначении пенсии с целью своевременной реализации права на назначение пенсии в полном размере ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании произвести перерасчет пенсии за прошедшее время с учетом включения в подсчет страхового стажа периода работы в колхозе "Комунист" в должности рабочего в 1978 году (11 трудодней), включения в специальный стаж по Списку N1 периодов с 13.02.1990 по 28.02.1990, с 28.03.1990 по 04.07.1990, с 09.05.1997 по 25.05.1998, по Списку N2 с 01.01.1999 по 12.07.2000, с 04.09.2000 по 31.12.2000, с 01.11.20021 по 07.04.2003 и об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части не могут быть признаны правомерными, как не отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении указанных исковых требований.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Маслова М.И. об обязании ОСФР ПФР по г. Москве и Московской области произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с учетом включения в подсчет страхового стажа периода работы в колхозе "Коммунист" в должности рабочего в 1978 году (11 трудодней), включения в специальный стаж по Списку N1 периодов с 13.02.1990 по 28.02.1990, с 28.03.1990 по 04.07.1990, с 09.05.1997 по 25.05.1998, по Списку N2 периодов с 01.01.1999 по 12.07.2000, с 04.09.2000 по 31.12.2000, с 01.11.2001 по 07.04.2003 с даты назначения пенсии, то есть с 24.03.2013, поскольку пенсия с учетом включения данных периодов не была получена истцом своевременно и в полном объеме по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В остальной части судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, так как выводы суда в данной части основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с ними основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку представленных доказательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалами пенсионного дела подтверждается включение в страховой стаж с даты назначения пенсии периода службы по призыву с 28.10.1981 по 23.11.1983. На основании заявления истца от 24.03.2021 период службы учтен в виде пенсионных коэффициентов, в связи с чем произведен перерасчет пенсии с 01.04.2021, что соответствует положениям ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ. Продолжительность стажа службы - 2 года 25 дней определена пенсионным органом верно, в связи с чем оснований для перерасчета размера пенсии по указанным основаниям не имеется.
Доводы истца о невключении в страховой стаж периодов учебы основаны на ошибочном толковании норм закона, без учета положений п. 3 ст. 30 Федерального закона N173-ФЗ.
Подлежат отклонению также доводы истца о неправомерности исключения из подсчета специального стажа периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 29.02.1990 по 27.03.1990, с 05.05.1997 по 08.05.1997, учитывая, что сведения о таких отпусках с ссылками на номера приказов указаны как в архивной справке ОАО "Мосметрострой" N1495 от 15.02.2013, так и в справке, уточняющей характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 12.03.2013 N2637-20-ПФ, при этом обоснования изменения данных сведений в справке от 14.04.2021 N320\ПФ АО "Мосметрострой" не указаны.
Таким образом, в остальной части решение суда первой инстанции является правильным, оснований к его отмене или изменению не имеется, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе истцом с учетом дополнений к жалобе, содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которые признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2022 года с учетом дополнительного решения от 23 марта 2023 года отменить в части. Принять в отмененной части по делу новое решение.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области (ххххххххх) произвести перерасчет назначенной Маслову М.И. (хххххххххх) страховой пенсии с даты назначения, 24 марта 2013 года, с учетом включения в подсчет специального стажа по Списку N1 периодов с 13.02.1990 по 28.02.1990, с 28.03.1990 по 04.07.1990, с 09.05.1997 по 25.05.1998, по Списку N2 периодов с 01.01.1999 по 12.07.2000, с 04.09.2000 по 31.12.2000, с 01.11.2001 по 07.04.2003, включения в страховой стаж периода работы в колхозе "Комунист" в 1978 году (11 трудодней).
В остальной части решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2022 года с учетом дополнительного решения от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Маслова М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.