Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Климовой С.В, Заскалько О.В, при помощнике судьи Ипатове С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 01 марта 2023 года, которым постановлено:
иск удовлетворить, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице Филиала N 8 (ИНН 7703363868) включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы Ющука А.С. (СНИЛС...) с 16.08.2006 по 10.01.2022, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице Филиала N 8 назначить Ющуку А.С. досрочную страховую пенсию по старости с 10.01.2022,
УСТАНОВИЛА:
Ющук А.С. 11.08.2022 направил в суд иск к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 61-64) просил о признании незаконным отказа ответчика от 09.02.2022 в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в специальный стаж период работы спасателем с 16.08.2006 по 10.01.2022 и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности в должности спасателя по п. 16 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось.
Определением суда от 17.01.2023, принятом в порядке ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в порядке правопреемства по ст. 44 ГПК РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области) (л.д. 72).
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель ответчика иск не признала.
01.03.2023 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Демёхиной К.А, поданной в суд 10.03.2023.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области и истец Ющук А.С. не явились, извещены (л.д. 193-194); представитель истца Ющука А.С. по доверенности Бобров Г.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ющук А.С, паспортные данные, 10.01.2022 обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением ответчика от 09.02.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, поскольку право на досрочную пенсию установлено спасателям в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в то время как ГКУ "Мособлжилспас", где работает истец, в Перечнях льготных профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, профессию "спасатель" не заявляет, факт работы Ющука А.С. за период с 01.01.2008 по 30.06.2020 в должности спасателя в Раменском территориальном управлении силами и средствами ГКУ МО "Московская противопожарно-спасательная служба" не представляется возможным, так как организация снята с учета 11.08.2020, а спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, в связи с чем правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не пользуются (л.д. 21).
Согласно трудовой книжке...
12.01.2022 работодатель ГКУ Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" (ГКУ МО "Мособлпожспас") выдал истцу справку, уточняющую характер и стаж работы в учреждении, совпадающую со сведениям трудовой книжки, в которой указано о 4 классе опасности на рабочем месте согласно карте специальной оценки условий труда, при этом о выполнении работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение не указано (л.д. 18).
Также истцом представлены удостоверения спасателя (водителя) и об окончании учебного сбора стропальщиков при ГУ МО "МосОблСпас" по профессии (специальности) спасатель-стропальщик (зацепщик грузов) на грузоподъемных механизмах; свидетельства об обучении и повышении квалификации в ГКУ МО "Мособлпожспас"; должностная инструкция спасателя (водителя) ПСЧ-343; сведения о награждениях, в том числе о присвоении почетного звания "Заслуженный спасатель Московской области" (л.д. 20-50).
Разрешая спор на основании представленных доказательств, применив положения Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", которым утверждено "Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 Перечня должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), приказов Минтруда России от 28.11.2014 N 958н и от 04.08.2021 N 538н, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Ющука А.С. и исходил из того, что собранные по делу доказательства в их совокупности влекут обязание ответчика включить в специальный стаж истца период его работы спасателем с 16.08.2006 по 10.01.2022 продолжительностью... и в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначение истцу пенсии с 10.01.2022, поскольку Ющук А.С. достиг возраста 40 лет и имеет необходимый стаж на соответствующих видах работ более 15 лет.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может, поскольку он не основан на положениях действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Согласно подп. "и" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Действуя в рамках предоставленных дискреционных полномочий, законодатель с учетом специфики, повышенной степени сложности и интенсивности работ, выполняемых спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранил в п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости для указанной категории лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 1693-О).
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, спасательные воинские формирования МЧС России, Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 787/37 создано Государственное казенное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" создана в форме слияния двух юридических лиц (ГУ МО "Московская областная спасательная служба" и ГУ МО "Противопожарная служба Московской области") в целях обеспечения в Московской области дополнительных мер по повышению уровня пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья людей, имущества граждан, юридических лиц, муниципального и государственного имущества от пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального (Московской области) характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, а также улучшения организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, право досрочного пенсионного обеспечения законодателем установлено только лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС России; спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, их компетенция ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, в частности ГКУ Московской области "Мособлпожспас" не является структурным подразделением МЧС России, создано в соответствии с постановлением Правительства Московской области, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС России, указанные лица не пользуются, а разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников спасательных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной компетенцией законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
При таких данных, основания для назначения истцу Ющуку А.С. досрочной страховой пенсии по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 01 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ющука А.С. к ОСФР по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.