Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Климовой С.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Шатовой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Топоровой И.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 07 сентября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Топоровой И.В. к Министерству труда и социальной защиты РФ об обязании включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы для перерасчета пенсии отказать,
УСТАНОВИЛА:
Топорова И.В. 21.07.2022 направила в суд иск к Министерству труда и социальной защиты РФ (далее - Минтруд России, третьи лица - Счетная палата Российской Федерации, Пенсионный фонд России) о признании права на включение в выслугу лет государственной гражданской службы для назначении пенсии периодов работы учителем русского языка и литературы с 15.08.1987 по 15.08.1990 и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 19.02.1999 по 07.07.1999, обязании произвести перерасчет пенсии с момента подачи заявления о ее назначении 19.02.2021, мотивируя обращение тем, что с 16.04.2018 по 18.02.2021 проходила государственную гражданскую службу в Счетной палате РФ на должностях начальника отдела обеспечения экспертно-аналитической и контрольной деятельности Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы и референта Департамента аудита государственной поддержки предпринимательства и резервных фондов, после увольнения со службы с 19.02.2021 истцу назначена пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих с учетом стажа 23 года 7 месяцев 24 дня и на основании п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", истец обратилась в Счетную палату РФ с заявлением о включении спорных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, о чем Счетной палатой РФ неоднократно направлялись представления в Минтруд России, однако ответчиком отказано во включении в такой стаж периодов работы с 15.08.1987 по 15.08.1990 и с 19.02.1999 по 07.07.1999, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на полное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель ответчика иск не признала, третьи лица в судебное заседание не явились.
07.09.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Топорова И.В. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Зиминым А.Е.
В заседании судебной коллегии истец Топорова И.В. и ее представитель по доверенности Зимин А.Е. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика Минтруда России по доверенности Кириллова М.В. против ее удовлетворения возражала, третьи лица Счетная палата РФ и ПФР в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 208).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Топорова И.В, паспортные данные, с 16.04.2018 проходила федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации в Счетной палате РФ в должности начальника отдела обеспечения экспертно-аналитической и контрольной деятельности Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы, с 05.11.2019 - в должности референта Департамента аудита государственной поддержки предпринимательства и резервных фондов и 18.02.2021 приказом Счетной палаты РФ от 10.02.2021 N 26-к была уволена с федеральной государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с сокращением должности) (л.д. 33-34).
19.02.2021 Топорова И.В. обратилась в ПФР с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, которая составила 23 года 7 месяцев 15 дней, одновременно подав заявление в Счетную палату РФ о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы в порядке, предусмотренном п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" и приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1648н, а именно - периодов работы учителем русского языка и литературы с 15.08.1987 по 15.08.1990 и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 19.02.1999 по 07.07.1999 (л.д. 17-19).
16.04.2021 Счетной палатой РФ в Минтруд России было направлено обращение (представление) о включении Топоровой И.В. иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в котором Счетная палата РФ ходатайствовала о включении в такой стаж периодов работы истца учителем русского языка и литературы с 15.08.1987 по 15.08.1990 и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 19.02.1999 по 07.07.1999, указав, что приобретенные ею знания были использованы при исполнении должностных обязанностей при прохождении государственной гражданской службы в Счетной палате РФ, приложив копию трудовой книжки, справку-объективку, копии приказа об увольнении, должностного регламента и заявлений истца о назначении пенсии и включении в стаж иных периодов, и 29.04.2021 Минтрудом России указанные материалы были возвращены с указанием на отсутствие аргументированных обоснований и подтверждающих документов о том, что опыт и знания, полученные Топоровой И.В. в периоды работы учителем русского языка и литературы средней школы и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ были ей необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы в аппарате Счетной платы РФ, а соответствующие опыт и знания, необходимые для замещения должностей в аппарате Счетной палаты РФ в период с 16.04.2018 по 18.02.2021 были получены Топоровой И.В. в период ее работы в органах государственной власти РСФСР и Российской Федерации с 15.04.1991 по 18.02.1999, с 10.08.2001 по 29.05.2008 и с 30.05.2008 по 04.02.2015 (более 20 лет) (л.д. 70-129).
Дополнительно обращения (представления) в отношении Топоровой И.В. направлялись Счетной палаты РФ в Минтруд России 09.07.2021 и 29.12.2021 (л.д. 73, 74), на которые ответчиком давались аналогичные ответы с возвращением материалов, поскольку в представлениях Счетной палаты России от 16.04.2021, от 09.07.2021 и 29.12.2021 отсутствуют обоснования тому, что знание законодательства РФ в области редактирования документов (проектов ответов) на предмет их соответствия установленным требованиям и стандартам, полного и логического изложения материала, грамотного составления, отсутствия стилистических, орфографических и грамматических ошибок, а также знания в области оформления документов, осуществления оперативного контроля за исполнением документов и поручений, подготовки статистических и справочных материалов, подготовки и проведении совещаний и т.д. были получены Топоровой И.В. не в период предшествующей работы в органах государственной власти РСФСР и Российской Федерации (более 20 лет), а в период работы учителем (начальных классов) русского языка и литературы средней школы N 176 г. Москвы и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (л.д. 130-134).
Так, периоду работы Топоровой И.В. в должности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 19.02.1999 по 07.07.1999 предшествовала работа в должности старшего статиста сводно-экономического отдела Управления сводной статистики Госкомстата РСФСР, в должности старшего инспектора секретариата заместителя председателя Совета Министров РСФСР, в должности специалиста 1 категории организационного отдела Службы Государственного советника РСФСР по правой политике, в должности специалиста 1 категории Секретариата заместителя Председателя Правительства РФ Администрации Президента РФ, в должности специалиста 1 категории отдела правовой экспертизы и обеспечения деятельности Правительства РФ Государственного правового управления Президента РФ, в должности ведущего специалиста отдела государственного, административного и международного права, в должности ведущего специалиста отдела гражданского права и хозяйственного законодательства того же управления, в должности ведущего специалиста Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ, в должности ведущего специалиста Секретариата руководителя Территориального управления федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, в должности ведущего специалиста Секретариата Первого заместителя Председателя Правительства РФ, в должности ведущего специалиста Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ, в должности ведущего специалиста Секретариата Первого заместителя Председателя Правительства РФ, а после указанной работы - в должностях консультанта, референта, заместителя начальника отдела в Аппарате Правительства РФ и Администрации Президента РФ, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой-объективкой (л.д. 77-108).
...
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" и приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1648н "Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске и исходил из того, что должностные обязанности (функции) Топоровой И.В. в аппарате Счетной палаты РФ не являются аналогичными или схожими с работой учителем русского языка и литературы средней школы, опыт и знания преподавательской работы не соответствуют обязанностям должностного регламента федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты РФ, в связи с чем вывод Минтруда России о том, что опыт и знания, необходимые для замещения должностей в аппарате Счетной палаты РФ, были получены Топоровой И.В. в период ее работы в органах государственной власти РСФСР и Российской Федерации с 15.04.1991 по 18.02.1999 основан на фактических обстоятельствах и представленных документах.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и положениями действующего законодательства.
Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В п. 20 данного Указа предусмотрено, что отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Таким образом, указанные положения не устанавливают обязательным условием выполнение аналогичных или схожих должностных обязанностей, поскольку в них предусмотрены условия в виде опыта и знания работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Так, в соответствии с должностным регламентом по замещаемой Топоровой И.В. должности референта Департамента аудита государственной поддержки предпринимательства и резервных фондов аппарата Счетной плата РФ, помимо указанных в судебном решении, выполняемые обязанности предусматривали также редактирование документов (проектов ответов) сотрудников департамента на предмет их соответствия требованиям и стандартам, полного и логичного изложения материала, грамотного составления, отсутствия стилистических, орфографических и грамматических ошибок (п. 8 регламента); по сообщению Департамента по развитию человеческого капитала Счетной палаты РФ за период работы Топоровой И.В. в должности референта с 05.11.2019 по 18.02.2021 ею было завизировано электронной подписью 760 документов во исполнение п. 8 должностного регламента.
Кроме того судом не учтено, что Счетная палата РФ трижды направляла в Минтруд России представление с ходатайством о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих спорных периодов работы истца с обоснованием использования ее знаний и опыта работы учителем русского языка и литературы для выполнения должностных обязанностей референта, тем самым подтверждая, что имеющийся у истца опыт и знание работы учителем русского языка и литературы были необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности референта, учитывая, что должностным регламентов предусмотрено не просто грамотное составление документов, а именно редактирование на предмет их соответствия требованиям и стандартам, полного и логичного изложения материала, грамотного составления, отсутствия стилистических, орфографических и грамматических ошибок, при этом согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, изложенным в Определении от 23.05.2005 N 279-О, оценку таких обстоятельств должен давать именно руководитель федерального государственного органа, решающий вопрос о направлении соответствующего представления в Минтруд России.
Также суд не учел, что в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации", изданного в соответствии ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141, включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа, в связи с чем до увольнения с государственной гражданской службы с правом на пенсию по выслуге лет истец не имела возможности подать заявление о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения такой пенсии, в связи с чем основания полагать, что опыт и знания, необходимые для замещения должности референта в аппарате
Счетной палаты РФ были получены Топоровой И.В. исключительно в период ее работы в органах государственной власти РСФСР и Российской Федерации с 15.04.1991 по 18.02.1999 не имеется.
При таких данных достаточные условия для отказа в удовлетворении представления Счетной палаты РФ в отношении Топоровой И.В. в этой части у ответчика отсутствовали.
Вместе с тем, оснований для применения положений п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" к периоду работы истца помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 19.02.1999 по 07.07.1999 не имеется, учитывая, что указанная должность, включена в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы Указом Президента РФ от 10.11.2000 N 1863 "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы" с 08.07.1999, в связи с чем ее включение в такой П еречень с указанной даты прямо урегулировано в п.п. 3, 5, 6 Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Топоровой И.В. в части обязания Минтруд России засчитать в стаж государственной гражданской службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, период работы учителем русского языка и литературы с 15.08.1987 по 15.08.1990 с момента ее назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда города Москвы от 07 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым обязать Минтруд России засчитать в стаж государственной гражданской службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, Топоровой И.В. период работы учителем русского языка и литературы с 15 августа 1987 года по 15 августа 1990 года с момента ее назначения, в остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.