Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей Курочкиной О.А., Бреховой С.И., при секретаре Атаманюк А.Г., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А., дело по апелляционной жалобе истцов Харченко И.В., Алехиной Н.И. на решение Кузьминского районного суда города Москвы от ..
года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Алехиной Н. И, Харченко И.В. к ГБУ "Жилищник района Текстильщики", Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о признании порубочного билета N... от... года недействительным, признании вырубки деревьев в соответствии с порубочным билетом незаконной, признании омолаживающей обрезки деревьев, произведенной ГБУ "Жилищник района Текстильщики" незаконной, обязании ГБУ "Жилищник района Текстильщики" высадить 40 пятилетних дерева, наложении штрафа, обязании Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы провести анализ тополей - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Алехина Н.И, Харченко И.В. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГБУ "Жилищник района Текстильщики", Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы об отмене порубочного билета, об обязании высадить деревья. В обоснование исковых требований указали, что... года жителями дома по ул.... обнаружена вырубка лип бальзамических, которая проводилась ЖКУ "Жилищник Текстильщики" во дворе дома и по периметру. Работы велись без разрешительных документов, о чем был немедленно оповещен Департамент природопользования и охраны окружающей среды г..Москвы. В соответствии с порубочным билетом N... от... года, представленным ГБУ Жилищник Текстильщик" к вырубке подготовили 7 лип бальзамических, три из которых уже вырублены (дупло на 1.5 метра по длине дерева только в одном, из трех вырубленных деревьев, два здоровых без признаков болезней и аварийности), 8-е дерево под N... вырублено вне разрешения, так как по вышеуказанному порубочному билету оно подлежало обрезке. Жители дома... осмотрели 4 дерева, предназначенных к вырубке. В порубочном билете они отмечены под номерами.,..,.,... Деревья не имеют признаков аварийности, указанных в порубочном билете, являющихся основанием для вырубки. По вышеуказанному порубочному билету ГБУ "Жилищник Текстильщики" проводилась омолаживающая обрезка 20 тополей бальзамических с нарушением Нормативно-производственного регламента, содержание объектов озеленения 1 категории г..Москвы (далее Регламент). Варварская обрезка не соответствует омоложению, - пп 4.1.4.4;4.1.4.5; 4.1.4.6; 4.1.1.0 Регламента. Жителями дома обнаружено, что спилены все ветви под основание скелетных ветвей, раны не обмазаны суриком или акриловой краской с добавлением сурика. ГБУ "Жилищник Текстильщики", обрезая деревья обрекало их на гибель в течении двух лет, а истцов на недостаток кислорода в воздухе, плохой воздух и экологию.
Просят суд с учетом уточнений от... года признать порубочный билет N... от... года недействительным, признать вырубку деревьев в соответствии с порубочным билетом незаконной, признать омолаживающую обрезку деревьев, произведенную ГБУ "Жилищник района Текстильщики" незаконной, обязать ГБУ "Жилищник района Текстильщики" высадить 40 пятилетних дерева следующих пород: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный во дворе и по периметру дома... с внешней стороны от деревьев пространства, продолжить вдоль... и сквера между... -м и... -м... на свободной от тени деревьев территории напротив дома... по... улице, наложить штраф в виде высадки восьмилетних и пятнадцатилетних деревьев, а именно: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный, обязать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы провести анализ тополей во дворе дома... по... улице и по периметру с целью выявления деревьев с женскими цветами, которые выделяют пух и подлежат формировке, с передачей анализу истцам, что позволит в дальнейшем контролировать омолаживающую обрезку.
Истец Харченко И.В, действующая в своих интересах и в интересах Алехиной Н.И, по доверенности в судебное заседание первой инстанции явилась, исковые требования поддержала с учетом уточнений.
Истец Алехина Н.И. в судебное заседание первой инстанции не явилась, о месте и времени судебного разбирательства судом извещалась. Представитель ответчика Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, действующий по доверенности Почтарева Т.М. в судебное заседание первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Представитель ответчика ГБУ "Жилищник района Текстильщики" в судебное заседание первой инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства судом извещался.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав позицию истца Харченко И.В, представителя ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по доверенности Кузяева К.В, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца Алехиной Н.И, ответчика ГБУ "Жилищник района Текстильщики", извещавшихся о слушании дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно положения ст. 6 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 (ред. от 11.04.2012) "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица имеют право на пользование зелеными насаждениями города в культурно-оздоровительных и иных целях с соблюдением требований настоящего Закона и иных правовых актов: получение достоверной информации о планируемых и ведущихся работах на территориях, занятых зелеными насаждениями, а также об учете зеленых насаждений; участие в процессе подготовки и принятия градостроительных решений, оказывающих воздействие на зеленые насаждения; участие в обсуждении вопросов защиты зеленых насаждений; обжалование в судебном порядке действий со стороны иных граждан, связанных с нарушением требований по защите зеленых насаждений; обжалование в административном либо судебном порядке действий (бездействия) со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций, связанных с нарушением требований по защите зеленых насаждений.
Кроме того, ст. 17 данного закона предусмотрено, что государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений осуществляется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Контроль за соблюдением установленных правил и технологий посадки и содержания зеленых насаждений осуществляют специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений и функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственный контроль в сфере внешнего благоустройства в пределах своей компетенции.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", реконструкция озелененной территории и (или) объекта озеленения включает в себя комплекс работ, предусматривающих изменение планировочной структуры территории и (или) объекта, а также полную или частичную замену всех видов зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона, подпологовой тенелюбивой травянистой растительности, цветников) и элементов благоустройства с применением современных решений, конструкций, долговечных материалов, выполняемых в соответствии с проектом, разработанным, согласованным и утвержденным в установленном порядке, при условии соблюдения нормативных соотношений нормируемых элементов территории и (или) объекта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Алехина Н.И, Харченко И.В. являются собственниками квартир, расположенных по адресу:...
Ответчик Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - орган исполнительной власти, обладающий правами специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, охраны атмосферного воздуха, объектов животного мира и среды их обитания, сохранения биологического разнообразия, государственной экологической экспертизы на территории Москвы.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим: государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; функции по реализации государственной политики в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, охраны и рационального использования городских почв, охраны и использования зеленого фонда, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, в сфере регулирования отношений недропользования; полномочия в области охраны окружающей среды, переданные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с соглашением о передаче части своих полномочий.
В силу п. 4.1 Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" Департамент природопользования разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения.
- о нормативах качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
- об экологическом мониторинге;
- о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых Департаментом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.11.2021 N 1863-ПП)
- об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- о защите зеленых насаждений;
- об охране зеленого фонда города Москвы;
- об охране и рациональном использовании городских почв;
- об экологической экспертизе;
- об охране и использовании объектов животного мира, в том числе ограничениях пользования животным миром на территории города Москвы в целях его охраны и воспроизводства, за исключением ограничений охоты и рыболовства, ограничений пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях федерального значения и на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, а также правилах использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, в соответствии с правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. постановлений Правительства Москвы от 19.05.2021 N 659-ПП, от 30.11.2021 N 1863-ПП)
- об охоте и сохранении охотничьих ресурсов;
- о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает следующие решения:
"4.2.2. О выдаче порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников".
Суд также установил, что... года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы выдан порубочный билет N... ГБУ Жилищник района Текстильщики" сроком действия 1 (один) год на вырубку 7 деревьев и омолаживающую обрезку 66 деревьев, указанных в перечетной ведомости деревьев и кустарников (л.д. 43-48).
Разрешая требования истцов о признании порубочного билета N... от... года недействительным, суд исходил из того, что порубочный билет N... от... года, выдан Де партаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ГБУ Жилищник района Текстильщики" в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением необходимой процедуры и порядка выдачи такого билета, установленного нормами земельного законодательства, а также нормативными правовыми актами Правительства Москвы, кроме того истцами не представлено достоверных доказательств, с бесспорностью подтверждающих факт нарушения прав и охраняемых законом интересов истцов выдачей порубочного билета N... от... года.
При этом, суд не нашел оснований и для удовлетворения требований о признании вырубки деревьев в соответствии с порубочным билетом незаконной, признании омолаживающей обрезки деревьев, произведенной ГБУ "Жилищник района Текстильщики" незаконной, поскольку указанные требования являются производными от основного, в удовлетворении которого истцам отказано.
Согласно п. 2.12 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП, контроль состояния зеленых насаждений осуществляют организации, предприятия и др, в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами, сигнализацией о наблюдаемых негативных явлениях и процессах в вышестоящие организации и городскую службу защиты зеленых насаждений.
Статьей 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" также предусмотрено, что юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях. Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
В соответствии с положением ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в его собственности.
Согласно абз. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение вышеуказанным земельным участком осуществляет город Москва, а балансодержателем является ГБУ "Жилищник района Текстильщики".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в МКД.
Предусмотренное ч. 2 ст. 36 ЖК РФ право собственников помещений в МКД владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в МКД не может быть истолковано как позволяющее нескольким собственниками нарушать те же права других собственников.
В силу п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе введение ограждения пользования, об осуществлении публичного сервитута в многоквартирном доме; принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу собственников помещений в МКД, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, суд также учитывал, что истцами при обращении в суд не представлено доказательств учета мнения всех жителей дома, проживающих по адресу:.., а также жителей, проживающих в домах, расположенных по... -му и... -му... проезду по вопросу благоустройства дворовой территории. Балансодержателем земельного участка является ГБУ "Жилищник района Текстильщики", у истцов отсутствует право на распоряжение данным земельными участкам по указанным адресам, тогда как регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона.
Разрешая заявленные требования в части возложения на ГБУ "Жилищник района Текстильщики" обязанности выполнить компенсационное озеленение, а именно: высадить 40 пятилетних деревьев следующих пород: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный во дворе и по периметру дома... по ул.... с внешней стороны от деревьев пространства, продолжить вдоль... проезда и сквера между... -м и... -м Саратовским проездами на свободной от тени деревьев территории напротив... по Саратовской улице, наложить штраф в виде высадки восьмилетних и пятнадцатилетних деревьев, а именно: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный, суд применив к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, оценил имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая, что для наступления деликтной ответственности, предусмотренной ст. 1064 ГК РФ и являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
При этом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцами не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о противоправном поведении ответчиков, их вине, а также в причинении вреда, влекущего наступление ответственности в виде обязанности произвести компенсационное озеленение, а именно: высадить 40 пятилетних деревьев следующих пород: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный во дворе и по периметру дома... по ул.... с внешней стороны от деревьев пространства, продолжить вдоль... -го... проезда и сквера между... -м и... -м... проездами на свободной от тени деревьев территории напротив дома... по... улице, наложить штраф в виде высадки восьмилетних и пятнадцатилетних деревьев, а именно: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный.
Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований о наложении штрафа в виде высадки восьмилетних и пятнадцатилетних деревьев, а именно: сосна, бела ива, каштан, липа, береза, вяз, тополь лавролистный, тополь серебристый, тополь пирамидальный, поскольку данные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых истцам отказано.
Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований истцов об обязании Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы провести анализ тополей во дворе дома... по... улице и по периметру с целью выявления деревьев с женскими цветами, которые выделяют пух и подлежат формировке, с передачей анализу истцам, что позволит в дальнейшем контролировать омолаживающую обрезку, поскольку данные требования не основаны на законе.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы жалобы заявителей о том, что суд не принял во внимание доводы уточненного искового заявления отклоняются судебной коллегией, поскольку настоящий спор был рассмотрен в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ, все доводы истца были учтены и рассмотрены.
Ссылка в доводах жалобы заявителей на то, что представленная ответчиком копия порубочного билета в первом судебном заседании отлична от той, которая была представлена им на последнем судебном заседании, отклоняется судебной коллегией, поскольку в приложении к исковому заявлению содержится копия порубочного билета (л.д. 14), которая не отличается от копии представленной ответчиком в первом и в последнем судебном заседании.
Доводы жалобы о том, что Департамент природопользования выдал порубочный билет в нарушение ч.2 ст. 36 ЖК РФ в обход мнения собственников также отклоняются судебной коллегией, поскольку выдача ГБУ "Жилищник района Текстильщики" порубочного билета осуществлена в пределах компетенции Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы с соблюдением установленного порядка, в связи с чем, не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда города Москвы от...
года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.