Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мошечкова А.И, судей фио, фио, при помощнике Ефименко Н.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-1238/2023 по апелляционному представлению Ачинского транспортного прокурора адрес на решение Басманного районного суда адрес от 3 февраля 2023 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ачинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу адрес об обязании получить лицензию на пользование участком недр для целей эксплуатации подземного сооружения, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Ачинский транспортный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" об обязании получить лицензию на пользование участком недр для целей эксплуатации подземного сооружения, мотивируя свое требование тем, что ответчик в отсутствии оформленной лицензии осуществляет эксплуатацию железнодорожного адрес N1" (адрес, 130 км, ПК 6+82, построен в 1964г, инвентарный номер 120000000233/0000/7886) и пользуется участками недр, в связи с чем, просил возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на пользование участком недр для целей эксплуатации указанного подземного сооружения, не связанную с добычей полезных ископаемых.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ачинский транспортный прокурор просит решение суда отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ачинской транспортной прокуратурой в феврале-марте 2020 г. проведена проверка соблюдения ОАО "РЖД" требований законодательства в сфере недропользования при эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" осуществляет пользование участком недр, на котором расположен железнодорожный тоннель - "Тоннель N1" (адрес, 130 км, ПК 6+82, построен в 1964г, инвентарный номер 120000000233/0000/7886), без оформления лицензии на пользование недрами.
По результатам проверки прокуратурой 01.04.2021 внесено представление N 23\1-03-2020, которое ОАО "РЖД" оставлено без удовлетворения.
Ачинской транспортной прокуратурой по данному факту было возбуждено дело об административной правонарушении в отношении ОАО "РЖД" по ч. 1 ст. 7.3 КоАП России, предусматривающей ответственность за пользование недрами без лицензии, а соответствующие материалы направлены для принятия решения в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, которое постановлением N 02-3/12-020 от 24.09.2020 привлекло ОАО "РЖД" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда адрес от 20.05.2021 постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.09.2020 оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А33-29768/2020, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда адрес от 10.01.2022, решение Арбитражного суда адрес от 20.05.2021 было отменено и принято новое решение, которым постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.09.2020 N 02-3/12-020 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности признать недействительным.
В соответствии со ст.ст. 6 и 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", эксплуатация подземных сооружений, в т.ч. не связанных с добычей подземных ископаемых является недропользованием, которое подлежит лицензированию.
Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", под сооружением следует понимать результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и(или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, в том числе перемещения людей и грузов.
Согласно п. 10.1 ст. 1 адрес кодекса РФ, линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 3.12 "СП 238.1326000.2015. Свод правил. Железнодорожный путь", утвержденного приказом Минтранса России от 01.07.2015 N 209, железнодорожная линия - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.
Пунктами 3.13 и 3.20 вышеуказанного Свода Правил 238.1326000.2015 установлено, что:
железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения (п. 3.13);
искусственные сооружения - это сооружения, возводимые на пересечениях с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.
Разрешая спор, районный суд исходил из того, что из буквального толкования ст. 6 Закона РФ "О недрах" следует, что в ней идет речь именно о самостоятельных сооружениях, тогда как железнодорожный тоннель является частью линейного объекта - железнодорожной линии, т.е. линейной строительной системы, которая, охватывается понятием "сооружение" в соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". адрес не может иметь самостоятельного функционального назначения, а является вспомогательным сооружением по отношению к линейному объекту - железнодорожной линии, и не может функционировать в отрыве от нее. Следовательно, железнодорожный тоннель не может являться самостоятельным сооружением по смыслу Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, и, как следствие, его эксплуатация не требует лицензии на недропользование.
Из писем Минприроды России от 12.10.2020 N 11-47/26565и от 15.03.2021 N 07-11-47/6575, а также Роснедр от 25.03.2020 N СА-04-31/4805 и от 15.03.2021 N 07-11-47/6575, следует, что поскольку железнодорожный тоннель общего пользования не является самостоятельным подземным сооружением, получение лицензии на право пользования недрами для его эксплуатации не требуется.
Поскольку железнодорожный тоннель - "Тоннель N1" адрес, 130 км, ПК 6+82 не является самостоятельным подземным сооружением и получение лицензии на право пользования недрами для его эксплуатации не требуется, оснований для удовлетворения требований Ачинского транспортного прокурора районный суд не усмотрел, в иске отказал.
Судебная коллегия, проверяя решение по доводам апелляционного представления Ачинского транспортного прокурора, оснований для вмешательства в судебной акт не находит, соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в иске на том основании, что железнодорожный тоннель не может являться самостоятельным сооружением по смыслу Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, является составной частью линейного объекта, выполняет вспомогательные функции, в связи с чем, не может рассматриваться в отрыве от всего комплекса линейного объекта.
Вопреки доводам жалобы, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А33-29768/2020, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда адрес от 10.01.2022, решение Арбитражного суда адрес от 20.05.2021 было отменено и принято новое решение, которым постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.09.2020 N 02-3/12-020 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП России, предусматривающей ответственность за пользование недрами без лицензии, признано незаконным. При этом суды установили отсутствие вины ОАО "РЖД" в совершении указанного административного правонарушения ввиду следующего:
В силу статьи 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся к участкам недр местного значения (пункт 2 части первой статьи 2.3 Закона о недрах).
Согласно пункту 3.12 СП 122.13330.2012. Свод правил. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 278, железнодорожный тоннель - это подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожного транспорта в целях преодоления высотных или контурных препятствий, в том числе и в городах.
При этом железнодорожный тоннель исходя из положений статьи 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710, пунктов 3.13, 3.20 СП 238.1326000.2015 Свод правил. Железнодорожный путь, утвержденного приказом Минтранса России от 06.07.2015 N 209, как искусственное сооружение входит в состав железнодорожного пути.
Искусственные сооружения согласно пункту 3.20 СП 238.1326000.2015 - это сооружения, возводимые на пересечениях, с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.
Исходя из изложенного, железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя множество различных сооружений, имеющих как наземные и надземные, так и подземные части.
При этом железнодорожный тоннель является одной из таких подземных частей сооружений, входящих в состав железнодорожного пути.
Письмом от 16.11.2015 Минприроды России сообщило Обществу об отнесении железнодорожных тоннелей к объектам федерального значения, об отсутствии у Роснедра полномочий по предоставлению права пользования участками недр для строительства указанных тоннелей, а также указало на то, что законодательством о недрах не предусмотрено получение лицензии на право пользования недрами с целью строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.
Кроме того, после проведения прокурорской проверки в марте 2020 года Общество повторно обратилось в Минприроды России и в Роснедра по вопросу необходимости получения лицензии на право пользования недрами в связи с эксплуатацией транспортных тоннелей для осуществления железнодорожных перевозок.
Письмом от 12.10.2020 Минприроды России вновь сообщило Обществу об отсутствии необходимости оформления лицензий на право пользования недрами в целях строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.
Согласно пунктам 1, 5.3.8, 6.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в том числе по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности.
Письмом от 25.03.2020 Роснедра также указало Обществу на отсутствие у него обязанности в получении лицензии на право пользования недрами для строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей общего пользования, поскольку последние не являются самостоятельными подземными сооружениями в смысле Закона о недрах.
При таких обстоятельствах, Общество добросовестно следовало данным ему письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении законодательства о недрах.
При таком положении оснований для обязания ООО адрес получить лицензию на пользование участком недр для целей эксплуатации подземного сооружения у районного суда не имелось, в иске отказано обоснованно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и признаны несостоятельными по мотивированным основаниям. Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 3 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.