Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., и судей Заскалько О.В., Дегтеревой О.В., при помощнике Гусеве Д.М., с участием прокурора Витман Ю.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Боргоякова ... на решение Таганского районного суда города Москвы от 23 марта 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Боргоякова... к УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконными результатов служебной проверки и их отмене, признании незаконным и отмене приказов о наложении дисциплинарного взыскания и увольнении, восстановлении на службе - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Боргояков С.И. обратился в суд с иском к УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве, в котором просил признать незаконными результаты служебной проверки от 04 октября 2022 года и отменить, признать незаконными и отменить приказы УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве N3159 л/с от 31 октября 2022 года о наложении дисциплинарного взыскания и N3160 л/с от 31 октября 2022 года о расторжении контракта и увольнении, восстановить на службе в прежней должности.
В обоснование своих требований истец указал, что проходил службу с 29.06.2020 в должности старшего инспектора отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г.Москвы, с истцом был заключен контракт о прохождении службы. Приказом УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве N2148 л/с от 28 июля 2022 года на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Приказом УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве N3159 л/с от 31 октября 2022 года на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения и расторжении контракта по п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины). Ссылаясь на необъективность проведенной проверки, которая, по его мнению, проведена без учета обстоятельств совершенного проступка и соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания тяжести совершенного им дисциплинарного проступка и степени его вины, указывает, что ответчик в заключении по результатам служебной проверки не указал, какие именно его действия повлекли за собой негативные последствия, в связи с чем счел свое увольнение со службы необоснованным.
Истец и его представитель Масюк В.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали; представители ответчика по доверенностям Кутубаева М.С. в суде против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
23 марта 2023 года суд постановилприведенное выше решение, на отмену которого направлена апелляционная жалоба Боргоякова С.И.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Джафарова Д.М, возражения представителя ответчика Павловой Ж.А, заключение прокурора Витман Ю.А. полагавшей решение отмене не подлежит, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан в том числе, знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника); соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
В силу ст.21 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Согласно ст.47 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнениях служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
Нарушением служебной дисциплины в силу ст. 49 указанного Федерального закона признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
В силу ст.51 указанного Федерального закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
В соответствии со ст.52 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 года при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
Кроме того, порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 29 июня 2020 года N 535 л/с Боргояков С.И. назначен на должность старшего инспектора отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, с заключением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации на неопределенный срок.
Приказом УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 28 июля 2022 года N 2148 л/с на Боргоякова С.И, старшего инспектора отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, которое в судебном порядке не обжаловалось и не снято.
Приказом УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве N 3160 л/с от 21 октября 2022 года Боргояков С.И. уволен со службы в органах внутренних дел по п.7 ч.2 ст.82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Основанием для издания приказа об увольнении послужили: представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, приказ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве от 31.10.2022 N3159л/с о наложении дисциплинарного взыскания, заключение служебной проверки, утвержденное 04.10.2022 года.
В ходе служебной проверки было установлено, что 04 августа 2022 года врио начальника УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции Щиповым А.Н. назначено проведение служебной проверки по рапорту подполковника полиции Целикова Н.В, начальника Отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве.
Из рапорта подполковника полиции Целикова Н.В. следует, что в ходе проведения мониторинга статистических данных и сведений информационных ресурсов МВД России на предмет выявления массовой (фиктивной) постановки на миграционный учет иностранных граждан в жилом секторе ОВМ Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, майором полиции Боргояковым С.И. 31 июля 2022 года поставлено на миграционный учет по месту пребывания 1465 иностранных граждан, с начала 2022 года общее количестве поставленных на миграционный учет 28.501 иностранных граждан.
Согласно информации, предоставленной ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве из программного обеспечения ППО "Территория" были выявлены нарушения несоблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации, а именно обнаружены адреса с массовой постановкой иностранных граждан, состоящих на миграционном учете на территории Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы.
По представленной заместителем начальника ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, старшим лейтенантом полиции Салаховым А.М. выгрузке из ППО "Территория" за 31 июля 2022 (исх. 01/2-86213 от 13 сентября 2022 года) старшим инспектором ОВМ Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, майором полиции Боргояковым С.И. поставлено на миграционный учет на территории Отдела МВД России по Басманному району г: Москвы 1465 иностранных гражданина.
Согласно рапорту майора полиции Кирилловой С.Г, заместителя начальника ОВМ Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы следует, что 01 августа 2022 года проведен мониторинг поступивших уведомлений о прибытии иностранных граждан и лиц без гражданства за период с 01 июля 2022 года по 31 июля 2022 года, внесенных в информационную базу данных ППО "Территория", поступивших от организаций, оказывающих гостиничные услуги. По результатам проведенного мониторинга подготовлены заключения об установлении факта фиктивной постановки, по результатам которых иностранные граждане сняты с миграционного учета.
В ходе служебной проверки по запросу от 18 августа 2022 года (исх. N 01/78671) получены видеозаписи с камер внутреннего наблюдения за 31 июля 2022 года находящихся на 3 этаже здания Центра госуслуг района Басманный, расположенного по адресу:... (отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы) (также просмотрены в ходе судебного заседания), по результатам просмотра видеозаписи установлено, что в 08 часов 38 минут (файл 85-86) на 3 этаж здания Центра госуслуг района Басманный, расположенного по адресу:... прибывает стажер по должности инспектора отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы Петухова Е.В. в кабинет N 303, открывает кабинет своими ключами.
В 09 часов 21 минуту (файл 85-86) прибывает мужчина, не являющийся сотрудником отдела по вопросам миграции Басманному району г. Москвы в кабинет N 303. Свободно передвигается из кабинета в кабинет. Покидает здание в 00 часов 59 минут 01 августа 2022 года.
В 09 часов 23 минуты (файл 87-92) в кабинет N 306 прибывает женщина, не являющаяся сотрудником отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы. Свободно передвигается из кабинета в кабинет. Покидает здание в 00 часов 26 минут 1 августа 2022 года.
В 10 часов 15 минуты (файл 85-86) в кабинет N 303 прибывают женщина и мужчина, не являющиеся сотрудниками отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы. Свободно передвигаются из кабинета в кабинет. Покидают здание в 00 часов 59 минут 01 августа 2022 года. Кабинет закрывают своими ключами, и указанный Акт о результатах просмотра видеозаписи приобщен к материалам проверки.
В ходе просмотра видеозаписи установлено, что майор полиции Боргояков С.И, старший инспектор отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, 31 июля 2022 года на рабочем месте отсутствовал.
Согласно ответу на запрос от 17 августа 2022 года N 01/78308 УВМ ГУ МВД России по г. Москве следует, что в региональном экземпляре ППО "Территория" г. Москвы имеется следующая информация о действиях пользователя Боргоякова С.И. - 31 июля 2022 года внесено 1465 записей о постановке иностранных граждан на миграционный учет, внесение информации осуществлялось с автоматизированных рабочих мест, имеющих следующие...
Также в ходе проверки у Боргоякова С.И, истребованы объяснения в которых 18.08.2022 он указал, что из Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы не поступала информация об отсутствии принимающих сторон по указанному ими адресах и фиктивной постановке, в виду большой нагрузки, вызванной в том числе и указаниями из ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, поступающими в ОВМ Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, большим количеством поступающих материалов по оказанию государственных услуг, в связи со служебной необходимостью, ему пришлось 30 и 31 июля привлечь знакомых к помощи для внесения в базы данных уведомлений о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания (логины и пароли при этом никому не передавал) с целью повышения своевременного и качественного оказания государственных услуг.
При этом, проверкой подтверждено, что Боргояковым С.И. не была направлена информация о массовой постановке на миграционный учет иностранных граждан в жилых помещениях для осуществления проверки обоснованности постановки на миграционный учет в ОУУП Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы.
Согласно пункту 1 Приказа "О назначении ответственных лиц за учетом сведений о возможных преступлениях, предусмотренных ст. ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ" Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы от 10 июня 2021 года N 65, Боргояков С.И. назначен ответственным за проведение ежемесячных сверок в отделе по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы на предмет полноты и своевременности регистрации в КУСП сведений о возможных преступлениях, предусмотренных статьями 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ, а также обоснованности разрешения сообщений указанной категории.
Отклоняя доводы истца в части касающейся в непредоставлении пароля своим знакомым, которых он привлекал 31 июля 2022 года для внесения в базы данных уведомлений о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания, и признавая указанные доводы не состоятельными, суд верно исходил из
п. 1.10 Требований по обеспечению в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москва информационной безопасности при обработке, в том числе с использованием технических средств, служебной информации, не содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, утвержденных приказом ГУ МВД России по г. Москве от 29 декабря 2018 года N 530 "О некоторых мерах по обеспечению информационной безопасности в подразделения системы ГУ МВД России по г. Москве", в которых содержится запрет хранить идентификационный ключ (Rutoken, eToken и иное), данные учетной записи (имя пользователя и пароль), предназначенные для входа в операционную систему и (или) в специальное (прикладное) программное обеспечение технического средства, в доступном для других лиц месте, а равно передавать их другим лицам. Осуществлять ввод пароля в условиях его возможной компрометации. Включать пароль в сценарий автоматического входа в операционную систему и (или) специальное (прикладное) программное обеспечение, оставлять не заблокированной учетную запись при оставлении технического средства без присмотра.
Вместе с тем, в ходе осмотра видеозаписи с камер внутреннего наблюдения за 31 июля 2022 года находящихся на 3 этаже здания Центра госуслуг района Басманный, расположенного по адресу: г. Москва, Центросоюзный переулок, дом 13 строение 3 (отделение по вопросам миграции Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы) установлено, что 31 июля 2022 года там находились двое мужчин и две женщины, не являющихся сотрудниками ОВМ Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы, в кабинетах NN 306, 303. При этом, сам истец Боргояков С.И. 31 июля 2022 года в ОВМ Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы отсутствовал, и указанные обстоятельства в суде не оспаривал.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным и необоснованным заключение служебной проверки от 04.10.2022г. в части, касающейся него, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части, поскольку нарушение требований Федерального закона РФ от 30.11.2011г. N342-ФЗ нашло свое подтверждение в ходе проведения служебной проверки, порядок проведения проверки не был нарушен, а также истцом не отрицалось наложение дисциплинарного взыскания предупреждения о неполном служебном соответствии от 28 июля 2022 года N 2148 л/с.
Вместе с тем, вопреки доводам истца каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь признание незаконным заключение служебной проверки и оспариваемых приказов, судом первой инстанции не установлено.
Соответственно, по результатам служебной проверки установлено, что истец, имея действующее дисциплинарное взыскание, соответствующих выводов не сделал, допустил нарушение служебной дисциплины, нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п/п "б" п. 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N 1377, повлекшее нарушение пункта 1.10. Требований по обеспечению в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве информационной безопасности при обработке, в том числе с использованием технических средств, служебной информации, не содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, утвержденных приказом ГУ МВД России по г. Москве от 29 декабря 2018 года N 530, а также неисполнение указания ГУ МВД России по г. Москве от 25 августа 2021 года N 1/18536 "Об организации взаимодействия подразделений ГУ МВД России по г. Москве по противодействию преступности в сфере миграции", что повлекло допуск к работе с базой данных ППО "Территория" лиц, не наделенных правами работы в данной информационной системе 31 июля 2022 года, а также не направил в подразделения Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы информацию о массовой постановке на миграционный учет иностранных граждан на территории оперативного обслуживания в количестве 1465 человек, для осуществления проверки обоснованности постановки на миграционный учет, что повлекло постановку на миграционный учет иностранных граждан, неустановленными лицами, не являющимися сотрудниками полиции, наделенными соответствующими полномочиями, а также дальнейшее снятие с миграционного учета, что влечет привлечению к дисциплинарной ответственности Боргоякова С.И. в виде увольнения на основании п.7 ч.2 ст. 82 N342-ФЗ.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, проверив и изучив представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что у работодателя имелись основания к увольнению истца по п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как истцом допущены неоднократные нарушения служебной дисциплины, при этом на момент увольнения у истца было непогашенное дисциплинарное взыскание. Факт неоднократного нарушения истцом служебной дисциплины нашел подтверждение в процессе судебного разбирательства и не был опровергнут истцом, до издания приказа об увольнении Боргоякова С.И. из органов внутренних дел ответчиком была проведена служебная проверка, в рамках которой истцом были даны объяснения по фактам вменяемых ему нарушений служебной дисциплины, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком были соблюдены.
Также при принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел были приняты во внимание характер допущенного нарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, прежнее поведение истца, обстоятельств, которые свидетельствовали бы о явной несоразмерности принятого по результатам служебной проверки решения, из материалов дела, по мнению судебной коллегии, не усматривается.
Приведенные выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных судом доказательствах, доводы истца об обратном не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении порядка проведения служебной проверки, соблюдении истцом условий контракта, исполнении должностных обязанностей надлежащим образом направлены на переоценку собранных по делу письменных доказательств, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
При этом, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктами "а, б" статьи 15 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 N 1377, сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности (Постановления от 6 июня 1995 года N 7-П; определения от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О, от 3 июля 2014 года N 1486-О и др.).
Специфика службы в органах внутренних дел как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих, что предполагает в том числе возможность увольнения со службы при наличии особых оснований, установленных законом, чтобы обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировав ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нарушений при проведении в отношении истца служебной проверки, не выявлено, увольнение истца было произведено в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав истца не установлено, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В данном случае, судом первой инстанции правомерно был определен объем необходимых доказательств в рамках настоящего дела, правильно распределено бремя доказывания между сторонами, оценка представленных доказательств соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом соблюдены. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.
При этом само по себе несогласие истца с выводами суда первой инстанции и данной судом оценкой доказательств и фактических обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по сути, повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и которым судом была дана надлежащая правовая оценка, являются несостоятельными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда города Москвы от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Боргоякова С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.