Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя фио по доверенности - фио на решение Савеловского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-6471/2022 (УИД 77RS0023-02-2022-008623-38) по исковому заявлению фио к ООО "Авиакомпания "Победа" о взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к ответчику ООО "Авиакомпания "Победа" о взыскании убытков в размере 207 426, 51 руб, неустойки 161 792, 68 руб, штрафа, компенсации морального вреда 100 000 руб.
Правовая позиция истца состоит в том, что 10.02.2022 и 14.02.2022 между истцом и ответчиком заключены договоры перевозки по маршруту Москва (Внуково) - Дубай -Москва (Внуково), даты вылета: 20.02.2022 (туда) - 25.02.2022 (обратно), для пассажиров: фио, билет N 4250058564755 - кресло N 23D, фио, билет N 4250058563848 - кресло N 21F, фио, билет N 4250058563849 - кресло N 21D, фио, билет N 4250058709581 - кресло N 21E, общей стоимостью:... 173, 51 рублей. Вышеуказанные авиабилеты были приобретены с целью организации отдыха истца и его семьи.
Истец утверждает, что 20.02.2022 в 06:38 пассажиры прибыли в зону вылета пассажирского терминала "А" адрес. Согласно маршрутным квитанциям электронных билетов вылет рейса DP887 должен был состояться в 07:40.
Регистрация на рейс была произведена успешно, багаж принят к перевозке. Пассажирам фио, фио, фио посадочные талоны выданы в 06:43, а пассажиру фио в 06:57, ввиду технической неисправности системы. В связи с этим регистрация осуществлена сотрудником авиакомпании в ручном режиме. При этом, статус регистрации истца на рейс, согласно полетному листу, представленному Ответчиком в материалы дела, значится как "STOP".
Согласно информации, размещенной на информационном табло аэропорта, посадка на рейс завершена в 07:34. Однако пассажиры, прибывшие к выходу 23А в 07:22 не были допущены на посадку без объяснения причин.
Согласно полетному листу, представленному ответчиком в материалы дела, на рейс N DP887 следующий 20.02.2022 по маршруту "Москва - Дубай" продано 193 билета.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ответчика самолет Boeing 737-800 (в), выполнявший данный рейс, может принять к перевозке 189 пассажиров. Согласно вышеуказанному полетному листу, 20.02.2022 на борту самолета было 186 пассажиров. Таким образом, на борту самолета осталось только три свободных кресла и возможность оказания услуг перевозки четырем пассажирам (семье истца) была исключена.
Истец и члены его семьи прошли процедуру регистрации на рейс за номерами N 189-192 и получили посадочные талоны с указанием кресел N 21D, 21Е, 21F, 23D, однако в перевозке им было отказано.
При этом, согласно вышеуказанному полетному листу, 20.02.2022 услуги перевозки были оказаны фио, паспортные данные, прошедшей процедуру регистрации на рейс за номером N 180 - кресло 21F, и фио, паспортные данные, прошедшей процедуру регистрацию на рейс за номером N 184 - кресло 21Е.
Принимая во внимание контактную информацию о бронировании указанных пассажиров iana.brosalina@pobeda.aero и elizaveta.grishina@pobeda.aero - пассажиры фио и фио, полагает, что данные лица являются сотрудниками ООО "Авиакомпания "Победа".
Таким образом, из материалов дела следует, что посадочные талоны на кресла 21F и 21Е были выданы ответчиком дважды.
Согласно информации о рейсе, размещенной на официальном сайте Международного адрес посадка на рейс N DP887 закончилась 20.02.2022 в 07:34. Время отправления с места стоянки - 07:54, время вылета - 08:03. Причина задержки отправления воздушного судна - противообледенительная обработка.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответами, полученными от адрес и адрес.
Таким образом, истец считает, что причиной отказа ответчика в перевозке истца и членов его семьи вышеуказанным рейсом является не опоздание пассажиров, а "овербукинг", то есть сверхбронирование, перебронирование, перепродажа - стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.
Решением Савеловского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года постановлено в удовлетворении иска, отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии фио, его представитель по доверенности - фио поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда по п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела, на имя истца были приобретены билеты на рейс DP887 от 20.02.2022 по маршруту Внуково (Москва) - Дубай и рейс DP952 по маршруту Дубай - Внуково (Москва) с датой вылета 25.02.2022 по невозвратным тарифам на четырех пассажиров общей стоимостью... 173, 51 руб.
По прибытию в адрес на стойке регистрации истцами были получены посадочные талоны на рейс DP887, в которых указан выход на посадку - N 23A, посадка до 07:20.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда, в связи со следующим.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 784 ГК РФ Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
В силу ст. 103 Воздушного кодекса по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.
Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.
Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
Согласно п.п. 80-.., 90-91 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка.
Регистрация пассажиров и оформление багажа производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости.
При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.
Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку ответчик не привел обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение обязательства, повлекшее причинение вреда истцу и членам его семьи.
Доводы ответчика о добровольном отказе истца и членов его семьи от полета, отклоняются судебной коллегией, как бездоказательные. Напротив, судебная коллегия исходит из намерения семьей истца осуществить указанный полет и невозможности его осуществления по причине виновных действий истца, заключающихся в создании ситуации "овербукинга".
Согласно ст. 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
При таком положении, в отсутствие реабилитирующих перевозчика исключительных обстоятельств, судебная коллегия считает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца убытков, связанных с необоснованным отказом от договора воздушной перевозки пассажиров, в размере 207 426, 51 рублей, исходя из следующего расчета: 18 301 рублей + 21 901 рублей + 21 901 рублей + 21 070, 51 рублей =... 173, 51 рублей;
... 173, 51 рублей + 120 856 рублей + 3 397 рублей = 207 426, 51 рублей.
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца неустойку исходя из даты вручения досудебной претензии: 28.03.2022.
207 426, 51 рублей * 3 % * 26 дней (с 08.04.2022 по 04.05.2022) = 161 792, 68 рублей.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Учитывая степень вины нарушителя, а также степень физических и нравственных страданий фио, связанных с невозможностью семьи и детей осуществить поездку на запланированный отдых по вине авиаперевозчика, судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В силу п. п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
В силу приведенных положений закона, с ООО "Авиакомпания "Победа" в пользу фио подлежит взысканию штраф в размере 234 609, 59 руб.
Учитывая изложенное, решение Савеловского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Савеловского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск фио к ООО "Авиакомпания "Победа" удовлетворить.
Взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" в пользу фио убытки 207 426, 51 руб, неустойку в размере 161 792, 68 руб, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб, штраф 234 609, 59 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.