Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Галан А.С., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-8/2022 по апелляционной жалобе административного истца Боярищева В.Н. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 марта 2022 года, которым постановлено:
"Отказать Боярищеву Владимиру Николаевичу в удовлетворении требований к ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении компенсации",
УСТАНОВИЛА:
Боярищев В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о признании действий незаконными, нарушающими ст. 227.1 КАС РФ, ст. 21 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, присуждении компенсации в размере сумма В обоснование требований указал на то, что с момента задержания его неоднократно перевозили в качестве обвиняемого, осужденного. Автомобили не оборудованы поручнями, нет места для личного пространства, отсутствует место для багажа, не имеется окон, отсутствовала вентиляция, места для сидения. В зимнее время холодно, летом душно. Не было возможности подогреть пищу. В камере нет стола, поэтому приходилось принимать пищу стоя или сидя, пища часто разливалась. В камерах не имеется багажного отсека, поэтому багаж хранился рядом с ним. В туалет выводили не всегда, при выводе в туалет дверь в кабину не закрывалась. Постельное белье не выдавали. В камерах не было ремней безопасности, отсутствовала система пожаротушения, не было окон, отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция, также не было предусмотрено условий для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом дана неправильная оценка всем собранным по делу доказательствам, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для административного дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилобстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассматривая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что действия административного ответчика являются законными, а права Боярищева В.Н. не нарушены, в том числе суд указал, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении обязательных требований при конвоировании, в материалы дела не представлено. При этом, суд первой инстанции также пришел к выводу, что Боярищев В.Н, указывая на нарушение его прав с 2014 года, длительный период времени не обжаловал действия уполномоченных на конвоирование сотрудников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 N199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
Из материалов дела следует, что ФСИН России не может представить информацию о конвоировании Боярищева В.Н. караулами ФКУ УК УФСИН до 2016 года. Путевые журналы плановых, сквозных, встречных караулов, квитанционные книжки, имеют срок хранения 5 лет ЭПК в соответствии с пунктом "з" статьи 1220 Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 21.07.2014 N 373 (далее - Перечень); путевые и постовые ведомости плановых, сквозных, встречных караулов имеют срок хранения 5 лет в соответствии со статьей 1217 Перечня.
Согласно документам, представленным ФКУ УК УФСИН по адрес Боярищев В.Н. 05.12.2015 встречным караулом по конвоированию из ФКУ СИЗО-12 УФСИН России по адрес (учреждение передано в ведение УФСИН России по адрес) на обменный пункт на адрес для сдачи плановому железнодорожному караулу, назначенному от ФКУ УК УФСИН России по адрес; 22.06.2019 плановым автодорожным караулом по конвоированию из ФКУ СИЗО-12 УФСИН России по адрес в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по адрес; 29.06.2019 встречным караулом по конвоированию из ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по адрес на обменный пункт на адрес для сдачи плановому железнодорожному караулу, назначенному от ФКУ УК УФСИН России по адрес.
Специальный транспорт ФКУ ОК УФСИН России по адрес, предназначенный для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оборудован в соответствии с требованиями ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 "Правила стандартизации. Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов УИС, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279. По обе стороны дверного проема кузова специального автомобиля установлены вертикальные металлические поручни. Ремни безопасности и поручни в камерах, багажное отделение для перевозки личных вещей в специальном автомобиле не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4.7 Межгосударственного стандарта "Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей", ГОСТ 33546-2015 (далее - Межгосударственный стандарт) конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать полную визуальную изоляцию спецконтингента от внешней среды, в связи с чем, на специальных автомобилях отсутствуют окна.
В каждой общей камере для спецконтингента вместимостью более трех человек установлен вытяжной вентилятор с выходом воздуха за пределы рабочего салона, в помещении конвоя - приточный вентилятор с забором воздуха извне рабочего салона. Вентиляция рабочего салона осуществляется через окно во входной двери в соответствии с требованиями пункта 5.9 Межгосударственного стандарта.
Сиденья для спецконтингента оборудованы в соответствии с пунктом 5.5.2 Межгосударственного стандарта и изготовлены из стальных профилей, обшитых деревянной доской.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 73 Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов УИС, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279 специальные автомобили ФКУ ОК УФСИН России по адрес оборудованы биотуалетами. Согласно требованиям пункта 197 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Минюста России и МВД России от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп, при конвоировании Боярищева В.Н. из ФКУ СИЗО-12 УФСИН России по адрес в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по адрес время конвоирования не превышало установленного интервала времени для произведения остановок, необходимых для отправления конвоируемыми лицами естественных надобностей.
На основании требований указания ФСИН России от 31.01.2014 N исх-08-3788 специальные автомобили не выпускаются в рейс с неисправной (необорудованной) системой отопления помещения для размещения конвоируемых лиц.
Конвоируемые лица размещаются в специальном автомобиле в соответствии с требованиями пункта 166 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Минюста России и МВД России от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп, приказа Минюста России и МВД России от 09.02.2018 N 26дсп/85дсп "О внесении изменений в приказ Минюста России и МВД России от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп".
Также из материалов дела следует, что Боярищев В.Н. 11.07.2019 от железнодорожной станции (далее - станции) Ухта до ФКУ СИЗО-2 У ФСИН России по адрес (далее - ФКУ СИЗО-2) встречным караулом в специальном автомобиле (далее - спецавтомобиль) марки марка автомобиля, где заявитель размещался в большой камере N 5 совместно с 3 осужденными аналогичного режима содержания, площадь на человека составляла 0, 39 кв.м, время в пути составило 20 минут. Размеры больших камер спецавтомобиля: марки марка автомобиля: длина - 1, 35 м, ширина - 1, 15 м, высота - 1, 74 адрес личные вещи осужденных, содержащихся в камере N 5, в том числе и заявителя могли размещаться в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей под скамьей с одной стороны составляют: длина - 1, 35 м, высота - 0, 4 м, ширина - 0, 4 м, объем - 0, 22 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина - 0, 9 м, ширина - 0, 4 м, высота - 0, 4 м, объем - 0, 14 куб. м.).
17.07.2019 от ФКУ СИЗО-2 до адрес встречным караулом в спецавтомобиле марки марка автомобиля, где заявитель размещался в большой камере N 3 совместно с 6 осужденными аналогичного режима содержания, площадь на человека составляла 0, 62 кв.м, время в пути составило 20 минут. Размеры больших камер спецавтомобилей марки марка автомобиля составляют: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Все личные вещи осужденных, содержащихся в камере N3, в том числе и Боярищева В.Н. могли размещаться в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей под скамьей с одной стороны составляют: длина - 3, 60 м, высота - 0, 41 м, ширина - 0, 4 м, объем - 0, 6 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина - 3, 15 м, ширина - 0, 40 м, высота - 0, 41 м, объем - 0, 51 куб. м.).
17.07.2019 от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар - Воркута", в специальном вагоне (далее - спецвагон) модели "ЦМВ 61-827", где заявитель размещался в большой камере N 1, совместно с 5 осужденными аналогичного режима содержания в пути следования на участке от адрес до адрес (время в пути составило около 7 часов 00 минут), площадь на человека составляла 0, 58 кв.м; совместно с 3 осужденными на участке от адрес до адрес (время в пути составило около 3 часов 40 минут), площадь на человека составляла 0, 87 кв. адрес большой камеры специального вагона модели "ЦМВ 61-827" составляют: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см. Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагона для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0, 51 куб. м (под нижними полками с каждой из сторон).
17.07.2019 от адрес до ФКУ ИК-25 УФСИН России по адрес (далее - ФКУ ИК-25) встречным караулом в спецавтомобиле марки марка автомобиля, где заявитель размещался в большой камере N 4 совместно с 7 осужденными аналогичного режима содержания, площадь на человека составляла 0, 54 кв.м, время в пути составило 40 минут. Размеры больших камер спецавтомобилей марки марка автомобиля составляют: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Все личные вещи осужденных, содержащихся в камере N 4, в том числе и заявителя могли размещаться в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей под скамьей с одной стороны составляют: длина - 3, 60 м, высота - 0, 41 м, ширина - 0, 4 м, объем - 0, 6 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина - 3, 15 м, ширина - 0, 40 м, высота - 0, 41 м, объем - 0, 51 куб. м.).
07.02.2021 от ФКУ ИК-25 до адрес встречным караулом в спецавтомобиле марки марка автомобиля, где заявитель размещался в большой камере N 4 совместно с 4 осужденными аналогичного режима содержания, площадь на человека составляла 0, 86 кв.м, время в пути составило 40 минут. Размеры больших камер спецавтомобилей марки марка автомобиля составляют: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Все личные вещи осужденных, содержащихся в камере N 4, в том числе и заявителя могли размещаться в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей под скамьей с одной стороны составляют: длина - 3, 60 м, высота - 0, 41 м, ширина - 0, 4 м, объем - 0, 6 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина - 3, 15 м, ширина - 0, 40 м, высота - 0, 41 м, объем - 0, 51 куб. м.).
В период с 07.02.2021 по 08.02.2021 от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар - Воркута", в спецвагоне модели "ЦМВ 61-4495", где заявитель размещался в большой камере N 2, совместно с 5 осужденными аналогичного режима содержания в пути следования на участке от адрес до адрес (время в пути составило около 2 часов 15 минут), площадь на человека составляла 0, 58 кв.м; совместно с 6 осужденными на участке от адрес до адрес (время в пути составило около 5 часов 45 минут), площадь на человека составляла 0, 5 кв. адрес большой камеры специального вагона модели "ЦМВ 61-4495" составляют: ширина - 150 см, длина - 205 см, высота - 295 см. Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагона для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 205 см, высота - 40 см, ширина - 50 см, объем - 0, 41 куб. м (под нижними полками с каждой из сторон).
08.02.2021 от адрес до ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по адрес (далее - ФКЛПУ Б-18) встречным караулом в спецавтомобиле арки марка автомобиля, где заявитель размещался в большой камере N 3 совместно с 9 осужденными аналогичного режима содержания, площадь на человека составляла 0, 43 кв.м, время в пути составило 15 минут. Размеры больших камер спецавтомобилей марки марка автомобиля составляют: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Все личные вещи осужденных, содержащихся в камере N 3, в том числе и заявителя могли размещаться в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей под скамьей с одной стороны составляют: длина - 3, 60 м, высота - 0, 41 м, ширина - 0, 4 м, объем - 0, 6 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина - 3, 15 м, ширина - 0, 40 м, высота - 0, 41 м, объем - 0, 51 куб. м.).
17.03.2021 от ФКЛПУ Б-18 до ФКУ ИК-25 плановым караулом по автодорожному маршруту в спецавтомобиле марки марка автомобиля, где заявитель размещался в большой камере N 4 совместно с 6 осужденными аналогичного режима содержания, площадь на человека составляла 0, 61 кв. м, время в пути составило около 7 часов. Размеры больших камер спецавтомобилей марки марка автомобиля составляют: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Все личные вещи осужденных, содержащихся в камере N 4, в том числе и заявителя могли размещаться в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей под скамьей с одной стороны составляют: длина - 3, 60 м, высота - 0, 41 м, ширина - 0, 4 м, объем - 0, 6 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина - 3, 15 м, ширина - 0, 40 м, высота - 0, 41 м, объем - 0, 51 куб. м.).
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 N 26дсп/85дсп "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию" нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые.
Конструкция спецвагонов, в которых конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.5.1198-03 от 04.03.2003 N 12 и СП 2.5.3650-20 от 16.10.2020 N 30.
Все системы жизнеобеспечения спецвагонов, в котором следовал заявитель, а именно вентиляция, отопление, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается актами приемки-сдачи специальных вагонов, отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
Перед убытием спецвагонов в рейс осуществлялась их влажная уборка с использованием моющих и дезинфицирующих средств. В пути следования проводниками вагонов, не реже 2 раз в сутки проводилась влажная уборка спецвагонов и вынос мусора.
Спецвагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования заявителя в коридоре специальных вагонов могли открываться окна, за исключением времени нахождения спецвагонов на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).
Средняя температура воздуха в камерах спецвагонов с конвоируемыми лицами, составляет около 20-22° С. В зимний период времени, данная температура поддерживается за счет системы отопления спецвагонов, а летом за счет системы принудительной и естественной вентиляций.
Общее освещение специального вагона модели "ЦМВ 61-827" состоит из 10 ламп накаливания (мощностью по 40 Ватт каждая). Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. Кроме того, в коридоре спецвагона имеется 7 застекленных оконных проемов размером: высота - 100 см, ширина - 115 см.
Общее освещение специального вагона модели "ЦМВ 61-4495" состоит из 12 комбинированных плафонов освещения, каждый из которых оснащен светодиодной лампой 40 Ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 Ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов также позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона модели "ЦМВ 61-4495" имеется 6 застекленных оконных проемов размером: высота - 82 см, ширина - 97 см.
В камерах спецвагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, с достаточной светопропускной способностью.
Большая камера спецвагона оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. У заявителя имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона. Высота больших камер спецвагонов позволяет конвоируемым лицам вставать в полный рост.
Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, а также выдача им постельного белья, подушек, одеял и матрацев в специальных вагонах, на период конвоирования. Вместе с тем пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
Конструктивной особенностью специальных вагонов не предусмотрено оборудование камер мягкими полками для лежания, а также столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.
Оборудование туалета спецвагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по требованию, в порядке очередности по одному человеку, за исключением случаев работы планового караула при посадке (высадке) осужденных и лиц, содержащихся под стражей и выдачи горячей воды.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителей без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день).
Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С.
Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Спецавтомобили, в которых перевозился заявитель, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в путевой и постовых ведомостях.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от
4 сентября 2006 г. N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", не предусмотрено оборудование ремнями безопасности и поручнями камер с осужденными и помещения для состава караула. Вместе с тем, поручни для удобства посадки конвоируемых лиц в спецавтомобиль имеются у проема двери спецавтомобиля. Согласно требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" два раза в год специальные автомобили проходят государственный технический осмотр, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Специальные автомобили не прошедшие технический осмотр к перевозке спецконтингента не допускаются.
Камеры спецавтомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха мог поступать через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Спецавтомобили, в которых перевозился заявитель, марки марка автомобиля и марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой; марки марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон в камерах.
Все специальные автомобили, в которых конвоировался заявитель, марки марка автомобиля оборудованы отопительной системой "Планар 8Д-24", марки марка автомобиля - "Планар 44Д-12", предназначенной для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до минус 40°С.
Конвоирование спецконтингента в спецавтомобилях осуществляется в пределах населенного пункта. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался заявитель, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.
Согласно отметке на справке по личному делу, осужденный Боярищев В.Н. в медицинской помощи (в сопровождении врача) при конвоировании не нуждался.
Жалоб на состояние здоровья, а также претензий на условия конвоирования в течение всего пути следования и по прибытии в учреждения заявитель не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.
ФКУ УК УФСИН России по адрес (далее - ФКУ УК) административный истец конвоировался плановым караулом по железнодорожному маршруту "Киров-Москва-Екатеринбург-Киров": с 29.06.2019 по 30.06.2019 от обменного пункта адрес, от встречного караула ФКУ ОК УФСИН России по адрес до обменного пункта адрес, в специальном вагоне модели "ЦМВ 61-4500", где Боярищев В.Н. размещался в большой камере N 3 совместно с 6 осужденными аналогичного режима содержания. Загрузка камеры на всем пути следования не превышала 8 человек. Согласно п. 167 Инструкции нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человек в малые. Убытие караула от адрес 29.06.2019 в 06 час 00 минут, прибытие караула на адрес 30.06.2019 в 04 часов 48 минут. Общее время в пути составило 22 часа 48 минут. Встречным караулом 30.06.2019 от обменного пункта адрес, со сдачей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес в специальном автомобиле марки марка автомобиля, в большой камере N 3, в которой следовал один. Время в пути составило 01 час 00 минут. Специальный автомобиль марки марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 25 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой, биотуалетом не оборудован. Плановым караулом по железнодорожному маршруту "Киров-Лабытнанги": 10.07.2019 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до обменного пункта адрес в специальном автомобиле марки марка автомобиля, в большой камере N 3, совместно с 10 осужденными аналогичного режима содержания. Время в пути составило 01 час 00 минут.
Специальный автомобиль марки марка автомобиля оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой, биотуалетом не оборудован. с 10.07.2019 по 11.07.2019 от обменного пункта адрес, до обменного пункта адрес, со сдачей встречному караулу ФКУ ОК УФСИН России по фио, в специальном вагоне модели "ЦМВ 61-4500", где Боярищев В.Н. размещался в большой камере N 3 совместно с 9 осужденными аналогичного режима содержания. Загрузка камеры на всем пути следования не превышала 10 человек. Согласно п. 167 Инструкции нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человек в малые. Убытие караула от адрес 10.07.2019 в 23 час 56 минут, прибытие караула на адрес 11.07.2019 в 20 часов 27 минут. Общее время в пути составило 20 часов 31 минуту.
Согласно Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом МЮ РФ от 04.09.2006 N279, сиденья в камерах специальных автомобилей стационарные, жесткой конструкции, выполненные из фанеры толщиной не менее 10 мм. Спецкузов выполняется цельнометаллическим, каркасным с теплоизоляцией между наружной и внутренней стенками.
Большие камеры специальных автомобилей оборудованы деревянными скамейками (ширина - 40 см.) на металлическом каркасе, находящимися на расстоянии 40 см. от пола и деревянными спинками (ширина - 12 см.), закрепленными на стенах (бортах) камер специального автомобиля. Данное оборудование установлено заводом-изготовителем.
Размеры больших камер специальных автомобилей марки:
марка автомобиля : длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см.;
марка автомобиля : длина- 595 см, ширина- 125 см, высота- 174 см.
Все личные вещи осужденных, в том числе Боярищева В.Н, содержащихся: в большой камере N 3 специального автомобиля марки марка автомобиля, размещались в свободном пространстве под скамейкой с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей с левой стороны составляют: длина - 360 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0, 58 куб. м, с правой стороны составляют: длина - 315 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0, 50 куб.м). В большой камере N 3 специального автомобиля марки марка автомобиля, размещались в свободном пространстве под скамейкой с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей с левой стороны составляют: длина - 547 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0, 87 куб. м, с правой стороны составляют: длина - 585 см, высота - 40 см, ширина - 38 см, объем - 0, 89 куб.м).
Заводом-изготовителем установка в камерах специальных автомобилей окон, багажных отсеков не предусмотрена. Для удобства посадки и высадки предусматривается откидной трап.
В соответствии с подпунктом 1.21.1. пункта 1.21. (Требования к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей) приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), требования Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций N 14 и 16 (в части оборудования ремнями безопасности) к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не применяются.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Заводом-изготовителем установка в камерах специальных автомобилей окон, удерживающих устройств, поручней, багажных отсеков не предусмотрено.
Все специальные автомобили, в которых конвоировался Боярищев В.Н, оборудованы автономной отопительной системой "Планар 8Д-24", предназначенной для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств, при температурах окружающего воздуха до - 45°С. Указанные системы обеспечивали подачу теплого воздуха в камеры специальных автомобилей.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 деревянными полками и 1 перекидным клапаном, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.
Все личные вещи осужденных, содержащихся в больших камерах специального вагона, в том числе Боярищева В.Н, размещались в свободном пространстве под полками нижнего яруса с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина -60 см, объем - 0, 51 куб. м с каждой стороны).
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал Боярищев В.Н, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается актом приема специального вагона перед рейсом, отметками начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости планового караула.
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался Боярищев В.Н, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12 (данные правила действовали до 01.01.2021).
Заводом-изготовителем установка в камерах специальных вагонов окон, удерживающих устройств, ремней безопасности, багажных отсеков не предусмотрена.
Наличие светильников, розеток и столика для приема пищи в камерах специальных вагонов не предусмотрено конструкцией.
В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, с достаточной светопропускной способностью.
Общее освещение для специального вагона модели "ЦМВ 61-4500" состоит из 10 комбинированных плафонов освещения, мощностью 20 ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 ватт.
Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.
В коридоре специального вагона модели "ЦМВ 61-4500" имеется 6 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 98 см, ширина - 78 см).
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдачу им постельных принадлежностей.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц, в том числе Боярищева В.Н, в туалет в пути следования осуществлялся по просьбе конвоируемых, что подтверждается личными подписями конвоируемых лиц в листах учета вывода спецконтингента в туалет.
При нахождении осужденных и лиц, содержащихся под стражей в туалете, им предоставлялось достаточно времени для удовлетворения естественных надобностей, а так же для обеспечения санитарно-гигиенических потребностей (мытья рук, производства смыва в унитаз). Вместе с тем, вывод в туалет не производится: во время обмена спецконтингентом на обменных пунктах; при смене часовых; при проведении обыска принятого спецконтингента.
Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Выдача питьевой воды осуществлялась по просьбе Боярищева В.Н, без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день - завтрак, обед, ужин), утвержденного начальником территориального органа, что подтверждается личными подписями конвоируемых лиц в листе учета и контроля по обеспечению горячей водой.
Для приготовления горячей воды в специальных вагонах используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С.
Согласно справке по личному делу, Боярищев В.Н. был здоров, в сопровождении медицинского работника в пути следования не нуждался, этапом следовать мог.
Из материалов дела не следует, что имели место быть факты бесчеловечного и унижающего достоинство обращения к осужденному Боярищеву В.Н.
Конвоирование Боярищева В.Н. было осуществлено в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности заявителю были обеспечены необходимые условия нахождения в спецавтомобиле при передвижении к месту назначения.
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что из представленных суду доказательств не следуют, что условия содержания Боярищева В.Н. в период этапирования являлись ненадлежащими. В свою очередь, как считает административный истец, его право при конвоировании было нарушено с 2014 по 2019 году, истец обратился в суд в 2021 году, то есть за рамками, предусмотренными ст. 219 КАС РФ, через длительный период времени.
Соглашаясь с выводом суда об отказе в удовлетворении требований Боярищева В.Н, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы Боярищева В.Н. не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Вопреки доводам жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Поскольку предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.