Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В., при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-403/2022 по административному иску Трофимова Константина Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Тушинского районного суда адрес от 05 июля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Трофимов К.Ю. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) о признании решения незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права.
В обоснование требований указал, что 15 апреля 2022 года обратился к административному ответчику для государственной регистрации права собственности на машиноместо N 24 по адресу: адрес на основании договора N ИД122/1, заключенного 22 января 2004 года между истцом и адрес "Энергостройкомплект-М", и акта передачи объекта от 06 июля 2006 года. Уведомлением N КУВД-001/2022-9889824/1 от 23 марта 2022 года Управление Росреестра по Москве уведомило о приостановления государственная регистрация права на том основании, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах адрес "Энергостройкомплект-М" н спорный объект. Аналогичные доводы были изложены в уведомлении о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав. Административный истец просил суд признать незаконными решения административного ответчика о приостановлении государственной регистрации права и последующем отказе, а также обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Решением Тушинского районного суда адрес от 05 июля 2022 года постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Трофимова Константина Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения, - отказать.
В апелляционной жалобе административный истец Трофимов К.Ю. просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценке доказательств.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным федеральным законом порядке.
Пунктом 5 части 4 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу частей 1, 4 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до осуществления государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственной регистрации прав.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
21 мая 2002 года между Правительством Москвы и адрес "Энергостройкомплект-М" заключен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству жилищно-гаражного комплекса, расположенного по адресу: адрес, микрорайон 8б, адрес, корпус 1.
22 января 2004 года между Трофимовым К.Ю. и адрес "Энергостройкомплект-М", был заключен договор N ИД122/1, предметом которого являлось передача инвестором соинвестору права инвестирования строительства с последующем оформлением в собственность машиноместа N24 (л.д.12-17).
06 июля 2006 года сторонами подписан акт передачи объекта (л.д. 25).
15 апреля 2022 года обратился к административному ответчику для государственной регистрации права собственности на машиноместо N24 по адресу: адрес на основании договора NИД122/1 заключенного 22 января 2004 года между истцом и адрес "Энергостройкомплект-М" и акта передачи объекта от 06 июля 2006 года.
Уведомлением N КУВД-001/2022-9889824/1 от 23 марта 2022 года Управление Росреестра по адрес уведомило о приостановления государственная регистрация права на том основании, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах адрес "Энергостройкомплект-М" на спорный объект (л.д. 18-19).
Уведомлением N КУВД-001/2022-9889824/2 от 21 апреля 2022 года Управление Росреестра по адрес уведомило о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав (л.д.20-21).
13 мая 2022 года в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона N218-ФЗ на основании заявления от 12 мая 2022 года прекращено осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (уведомление N КУВД-001/2022-9889824/3 от 13 мая 2022 года (л.д.22).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям действующего законодательства, учитывая отсутствие в ЕГРН зарегистрированного права инвестора адрес "Энергостройкомплект-М" на заявленный к регистрации объект недвижимости, административным ответчиком правомерно в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с Федеральным законом N218-ФЗ была приостановлена государственная регистрации перехода права собственности и приняты последующие решения о прекращении осуществления регистрационных действий.
Судом установлено, что право собственности инвестора адрес "Энергостройкомплект-М" на заявленный к регистрации объект недвижимости в ЕГРН не зарегистрировано.
В силу п. 2 ст. 8, ст. 131 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество на основании статьи 219 ГК РФ возникает у лица, имеющего в собственности либо на ином праве земельный участок, на котором оно возведено, с момента государственной регистрации данного права.
Исходя из разъяснений пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости не предполагают специального правового регулирования складывающихся между их сторонами обязательственных отношений, к ним применяются положения о купле-продаже, подряде, простом товариществе и т.д.
При этом если не установлено иное, надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Как указывает Пленум ВАС РФ положения законодательства об инвестициях (в частности, статья 5 Закона адрес "Об инвестиционной деятельности в адрес", статья 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой) на возводимое за их счет недвижимое имущество.
Таким образом, для государственной регистрации права собственности на объект недвижимое имущество к покупателю (статья 131 и 551 ГК РФ)
продавец должен обладать правом собственности на него. Государственной регистрации в рассматриваемом случае подлежит переход права собственности от инвестора адрес "Энергостройкомплект-М" к соинвестору Трофимову К.Ю.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, доводы сторон в нем получили надлежащую оценку; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда адрес от 05 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.