Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Коневой С.И., Гордеевой О.В., при секретаре Черных В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-1060/2022 по административному иску ИФНС России N36 по адрес к Воробьеву Дмитрию Владимировичу о взыскании задолженности по налогам и пени
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио по доверенности фио на решение Гагаринского районного суда адрес от 21 сентября 2022 года о частичном удовлетворении административного иска,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 36 по адрес обратилась в суд с иском к Воробьеву Д.В, в котором просила взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы в размере сумма, пени в размере сумма, недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в размере сумма, пени в размере сумма.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Воробьев Д.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России N 36 по адрес в качестве налогоплательщика. Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено уведомление N 77670801 об уплате налога. Поскольку обязательства налогоплательщиком исполнены не были, ему было направлено требование N 22422 об уплате налога и сбора по состоянию на 12.12.2017. Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка N 214 адрес с заявлением о вынесении судебного приказа, который 18.01.2022 был отменен на основании поданных налогоплательщиком возражений. Поскольку до настоящего времени обязательства по уплате налога административным ответчиком исполнено не были, налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 21 сентября 2022 года постановлено:
Исковые требования ИФНС N36 по адрес к Воробьеву Дмитрию Владимировичу о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить частично.
Взыскать с Воробьева Дмитрия Владимировича в пользу ИФНС России N 36 по адрес недоимку по транспортному налогу в сумме сумма, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Воробьева Дмитрия Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере сумма.
В апелляционной жалобе административный ответчик, действуя через представителя, просит изменить данный судебный акт, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика фио по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, обсудив доводы жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно частям 6 и 4 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате транспортного налога, налога на имущество физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе на здание, строение, сооружение.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
Порядок исчисления налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации определено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частично удовлетворяя требования налогового органа, суд исходил из того, что Воробьев Д.В. (ИНН 772808079873) состоит на учете в качестве налогоплательщика транспортного налога и налога на имущество физических лиц в ИФНС России N 36 по адрес.
Согласно сведениям, предоставленным регистрирующими органами, за Воробьевым Д.В. было зарегистрировано следующее имущество:
транспортное средство XOBO регистрационный знак ТС;
транспортное средство 65515 регистрационный знак ТС;
транспортное средство Синотрак ZZ3315C регистрационный знак ТС;
транспортное средство марка автомобиля 33.480 6X4 BBS-WW регистрационный знак ТС;
транспортное средство марка автомобиля 33.480 6X4 BBS-WW регистрационный знак ТС;
квартира по адресу:117623, адрес, 3, 86, кадастровый номер 77:06:0012015:6035;
иное строение, помещение и сооружение по адресу: адрес, 27, 1.
При этом административным ответчиком были представлены доказательства отсутствия задолженности по налогу на имущество и пени на момент вынесения решения суда, а также снятия транспортных средств с учета в связи с утилизацией, а именно: транспортное средство 65515 регистрационный знак ТС (снято 07.03.2014), в связи с чем расчет налога по данному транспортному средству необходимо производить из расчета владения 3 месяца из 12 месяцев, что составляет сумма.
Вместе с тем, оценив, представленные административным ответчиком карточки учета транспортного средства в отношении транспортного средства XOBO, регистрационный знак ТС, и транспортного средства Синотрак ZZ3315C, регистрационный знак ТС, суд пришел к выводу, что указанные документы не свидетельствуют о том, что транспортные средства были утилизированы и сняты с учета, в связи с чем не нашел оснований для исключения из расчета налога суммы в отношении указанных транспортных средств.
22.09.2017 было сформировано налоговое уведомление N 77670801 о необходимости уплаты налога в срок до 01.12.2017.
12.12.2017 налоговым органом было сформировано требование N 22422 о необходимости уплаты налогов и пеней в срок до 06.03.2018.
16.12.2021 определением мирового судьи судебного участка N 214 адрес в отношении фио был выдан судебный приказ, который отменен определением от 18.01.2022
25 июля 2022 года в суд поступило административное исковое заявление с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Суд, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока, учел последовательное принятие Инспекцией мер по взысканию задолженности, выдачу судебного приказа и пришел к выводу о признании причин пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением уважительными и восстановлении указанного срока.
Оценивая вышеприведенные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, с учетом предоставленного расчета налога и пени, проверенного судом, не установив данных о погашении налоговой задолженности за спорный период, исполнении требования налогового органа, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, взыскании с фио недоимки по транспортному налогу в сумме сумма, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере сумма.
Судебная коллегия находит правомерными выводы суда о частичном удовлетворении требований ИФНС N36 по адрес к Воробьеву Д.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
Вместе с тем, придя к правильному выводу о частичном удовлетворении требований, суд первой инстанции не учел, что из представленных документов следует, что транспортное средство 65515 регистрационный знак ТС (снято с учета на имя фио 07.03.2014, в связи с изменением владельца), транспортное средство XOBO, регистрационный знак ТС (снято с учета 07.03.2014 для утилизации), транспортное средство Синотрак ZZ3315C, регистрационный знак ТС (снято с учета 24.03.2012, в связи с изменением владельца, что также подтверждает административный истец в административном исковом заявлении).
В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Транспортные средства 65515 (А780КТ199) и XOBO (О806ХН177) сняты с учета в органах ГИБДД 07 марта 2014 года, в связи с чем, с учетом требований пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исчислять транспортного налога по упомянутым транспортным средствам не за 3 месяца, а за 2 месяца 2014 года, а транспортное средство Синотрак ZZ3315C (Х597СВ197) снято с учета на имя фио еще в 2012 году, в связи с чем необходимо изменить сумму недоимки по налогу за 2014 год до сумма, за 2015 год недоимка по транспортному налогу составляет сумма, а за 2016 год - сумма
В связи с изложенным, с фио надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2014-2016 годы в размере сумма и пени в сумме сумма
На основании части 3 статьи 111 КАС РФ также подлежит изменению решение суда и в части распределения судебных расходов; в силу части 1 статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ с фио подлежит взысканию в бюджет адрес государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере сумма, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Оценивая применительно к изложенному собранные по административному делу доказательства, судебная коллегия полагает, что имеются названные в законе основания для взыскания с налогоплательщика в судебном порядке сумм обязательных платежей; требование об уплате транспортного налога административным ответчиком в установленный срок в полном объеме исполнено не было, доказательств обратного, в том числе в апелляционной жалобе, административным ответчиком не представлено; полномочия административного истца на предъявления требований проверены.
Оснований, в том числе безусловных, для отмены решения суда по изученным материалам административного дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 21 сентября 2022 года изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Взыскать с Воробьева Дмитрия Владимировича в пользу ИФНС России N 36 по адрес недоимку по транспортному налогу в сумме сумма, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Воробьева Дмитрия Владимировича в доход бюджета адрес государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере сумма.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.