Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лукашенко Н.И, судей фио, фио, при секретаре Кльован С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе представителя Альбац Е.М. - фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 октября 2022 года по административному делу N 2а-1765/2022 по административному исковому заявлению Альбац Е.М. к Минюсту России о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
представитель Альбац Е.М. - Соловьев Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение Минюста России от 29.07.2022 года N 987-р о включении Альбац Е.М. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; признать незаконным бездействие, выразившееся в ненаправлении уведомления о включении ее в указанный Реестр.
Считает распоряжение незаконным, поскольку на нее необоснованно возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, что в свою очередь связано с несением дополнительных затрат.
Полагает, что такое вмешательство явно не преследует законные цели, которые могут оправдать посягательство на права административного истца, предусмотренные ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Также считает, что вынесение оспариваемого распоряжения носит дискриминационный характер, нарушает принцип равенства, право на свободу мнения, право на свободу поиска и распространения информации, положения статей 8, 10 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, указывает, что термин "иностранный агент" имеет сильную негативную коннотацию, поэтому наделение таким статусом фактически является наклеиванием унизительного ярлыка и способствует сокращению аудитории любого издания, в котором будет работать административный истец.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 14 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене решения суда.
В обоснование приводит доводы, аналогичные указанным в административном иске, и полагает, что им не было дано надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Альбац Е.М. является журналисткой, политологом, писателем.
29.07.2022 года Минюстом России принято распоряжение N 987-р о включении Альбац Е.М. в Реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило выявление фактов распространения Альбац Е.М. материалов иностранных средств массовой информации и фактов ее участия в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Кроме того, основанием для издания указанного распоряжения послужило поступление в Минюст России из Росфинмониторинга информации о получении Альбац Е.М. денежных средств от иностранного источника в сумме сумма и сумма.).
Установив указанные обстоятельства, Минюст России обоснованно включил Альбац Е.М. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
К физическому лицу, распространяющему указанные сообщения и материалы и получающему денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12.01.996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно ч. 6 ст. 6 указанного Закона решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.
В силу ч. 7 ст. 6 указанного Закона физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
Информация о таких физических лицах включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Указанные положения были соблюдены при издании оспариваемого распоряжения.
Установив указанные обстоятельства и правильно руководствуясь положениями Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", ст. 29 Конституции РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителя административного истца о нарушении положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пришел к верному выводу о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Являются обоснованными и выводы суда, касающиеся отсутствия дискриминационного характера действий административного ответчика, а также об отсутствии со стороны административного ответчика вмешательства в право на уважение частной жизни, свободу выражения мнения.
Обоснованно отклонены судом первой инстанции и доводы административного истца о ненаправлении в ее адрес соответствующего уведомления.
Судом первой инстанции установлено, что копия соответствующего уведомления посредством почтового отправления была направлена в адрес административного истца, однако почтовое отправление было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не проверены судом или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда первой инстанции.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с этим не могут повлечь его отмену.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20.07.2023.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.