Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пономарева А.Н., судей Тиханской А.В., Смолиной Ю.М., при секретаре Лялиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-34/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующей на основании доверенности фио, на решение Преображенского районного суда адрес от 1 апреля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска фио к начальнику ФКУ СИЗО-1 ФСИН России фио о признании незаконным Приказа N 40-ОС от 22 июля 2021 г. о наложении взыскания в виде выговора - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным Приказ начальника ФКУ СИЗО-1 ФСИН России фио N 40-ОС от 22 июля 2021 года о наложении на него взыскания в виде выговора за то, что закрыл куском ткани камеру видеонаблюдения, мотивируя свои требования тем, что он находится под постоянным видеонаблюдением, в котором не имеется необходимости, испытывает физические и нравственные страдания, унижение и тревогу из-за навязчивой меры контроля за его поведением.
Административный истец фио в судебном заседании участие принимал с помощью средств ВКС, обеспечил явку своих представителей фио, фио, которые исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в письменном виде.
Представитель административного ответчика начальника ФКУ СИЗО-1 ФСИН России фио, действующий на основании доверенности Легких Р.Д, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца со ссылкой на то, что доводы административного истца о нарушении его прав постоянным видеонаблюдением были проигнорированы судом, не учтена практика Европейского Суда по правам человека.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, действующей на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения на апелляционную жалобу представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес, действующего на основании доверенности Легких Р.Д, сочтя возможным на основании ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, отказавшегося принять участие в рассмотрении административного дела с использованием видеоконференц-связи, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 июля 2021 года начальником ФКУ СИЗО-1 ФСИН России фио вынесен приказ N 40-ОС о наложении взыскания на обвиняемого фио в виде выговора.
Основанием для наложения взыскания явилось то, что 17 июля 2021 года в период с 23 часов 17 минут до 23 часов 18 минут фио, находясь в камере N 018 (карцер) ФКУ СИЗО-1 ФСИН России, закрыл куском ткани камеру видеонаблюдения, нарушил требования п.п. 1, 3 Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов в части, обязывающей обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, не препятствовать сотрудникам СИЗО в выполнении ими служебных обязанностей, а также в запрещающей обвиняемым закрывать объектив видеокамеры.
21 июля 2021 года по данному факту от фио были отобраны объяснения, который факт нарушения не отрицал, однако указывал на то, что постоянное видеонаблюдение является вмешательством государства в его право на уважение личной жизни.
С приказом фио был ознакомлен 22.07.2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно исходил из того, что действия административного ответчика, выраженные в наложении взыскания, соответствовали требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушали.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Согласно статье 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Согласно Приказу Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"(в редакции на момент рассматриваемого правонарушения), а именно в п. 1 Приложения N 1 к Правилам указываются такие обязанности подозреваемых и обвиняемых, как:
- соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
- выполнять законные требования администрации СИЗО;
- соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- бережно относиться к имуществу СИЗО;
- проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения;
- после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя;
- не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
- не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
- не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц;
- быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками СИЗО;
- обращаться к сотрудникам СИЗО на "Вы" и называть их "гражданин" или "гражданка";
- при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте;
- при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад;
- по требованию сотрудников СИЗО, иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество;
- соблюдать тишину;
- дежурить по камере в порядке очередности.
Согласно пункту 3 Правил подозреваемым и обвиняемым запрещается закрывать объектив видеокамеры либо иными способами препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники.
В силу пункта 2 Правил в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей(пункт 3 Правил).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
Статьей 39 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Факт совершения фио вменяемых ему нарушения режима административным истцом не оспаривался.
Порядок наложения взыскания к обвиняемому фио соблюден, налагаемое взыскание соответствовало тяжести и характеру нарушения, приказ издан уполномоченным лицом, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
При таком положении суд пришел к верному выводу об отсутствии нарушения прав административного истца и отклонил заявленные требования.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что суд не исследовал нарушений прав административного истца, выраженных в постоянным видеонаблюдении, судебной коллегией отклоняются.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 34 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Указанный надзор осуществляется в целях предупреждения нарушений установленного порядка содержания под стражей и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца фио, действующей на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 25 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.