Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Цыганковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков ОМВД России по адрес, УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, МВД России на решение Басманного районного суда адрес от 07 ноября 2022 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по адрес фио в части неосуществления регистрации фио по месту жительства по адресу: адрес, признать уведомление от 11 января 2022 года N ОВМ-09/20 незаконным, обязать зарегистрировать фио по адресу: адрес на основании дополнительного соглашения от 01.09.2021 года (N5107-01-2016-0000852-1) к договору социального найма от 16 июня 2016 года N 5107-01-2016-0000852",
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику ОВМ ОМВД России по адрес фио, ОМВД России по адрес, УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, МВД России о признании незаконными действий (бездействия) административного ответчика, выразившихся в неосуществлении регистрации Магомадовой П.Р. по месту жительства, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем признания незаконным уведомления о возвращении материалов по месту регистрации, осуществления регистрации на основании дополнительного соглашения к договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что 30 декабря 2021 года фио обратилась с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: адрес, через МФЦ адрес на основании дополнительного соглашения от 01 сентября 2021 года к договору социального найма от 16 июня 2016 года, предоставив необходимые документы. 11 января 2022 года начальником отделения ОМВД России по адрес фио вынесено уведомление о возвращении документов. С указанным уведомлением административный истец не согласна, поскольку доказательств, подтверждающих правовые основания возвращения документов не представлено, чем были нарушены права и законные интересы фиоР, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца Магомадовой П.Р. - фио, представителя МВД России - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Басманного районного суда адрес от 07 ноября 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов настоящего административного дела следует, что 16 июня 2016 года между Департаментом городского имущества адрес и фио заключен договор социального найма жилого помещения N 5107-01-2016-0000852.
В соответствии с п.1 указанного договора найма, наймодатель передает нанимателю (фио) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное помещение, находящееся в государственной собственности адрес, расположенное по адресу: адрес.
01 сентября 2021 года между Департаментом городского имущества адрес и фио заключено дополнительное соглашение (N 5107-01-2016-0000852-1) к договору социального найма жилого помещения от 16 июня 2016 года N 5707-01-2016-0000852, по условиям соглашения в п. 3 договора внесены изменения, согласно которым совместно с нанимателем фио в жилое помещение вселяется ее внучка фио, паспортные данные
30 декабря 2021 года фио обратилась в адрес Мещанский адрес с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: адрес на основании дополнительного соглашения от 01 сентября 2021 года к договору социального найма жилого помещения от 16 июня 2016 года N 5707-01-2016-0000852, и договора социального найма от 16 июня 2016 года N 5707-01-2016-0000852.
11 января 2022 года начальником отделения по вопросам миграции ОМВД России по адрес фио на имя начальника адрес Мещанский адрес направлено уведомление (сообщение) о возврате материалов о регистрации в отношении Магомадовой П.Р. на основании п. 48 Приказа МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 "Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" и на основании ст. 150 ГК РФ, а также пп.90, 99 Приказа МВД России от 31 декабря 2017 года N 984.
Действия по регистрации осуществлены не были.
Удовлетворяя административные исковые требования, заявленные Магомадовой П.Р, суд первой инстанции исходил из того, что Магомадовой П.Р. были представлены документы для осуществления ее регистрации по месту жительства, а именно: договор с учетом дополнительного соглашения, которые являются самостоятельным основанием для регистрации в жилом помещении, между тем, ее заявление не было рассмотрено, регистрация административного истца по месту жительства произведена не была, в связи с чем пришел к выводу о незаконности действий административного ответчика.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года N 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 1 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента. Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств. Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.
Пункт 90 Административного регламента предусматривает, что основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом: на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 50 Административного регламента; на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента; на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента; в форме электронного документа с использованием Единого портала.
В соответствии с пунктом 90 Административного регламента работник многофункционального центра при обращении заявителя и наличии у многофункционального центра технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета с использованием СМЭВ в электронной форме: проверяет в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами адрес, удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства (п.99.1), вносит в программное обеспечение сведения, содержащиеся в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства, а в случаях, предусмотренных абзацами вторым-четвертым пункта 83 Административного регламента, в форме федерального статистического наблюдения (п.99.2), подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства с приложенными копиями документов, предусмотренных пунктами 41, 44, 49, 50, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п.99.3). Не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения заявителя, направляет по реестру в электронной форме в орган регистрационного учета заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства с приложенными копиями документов, предусмотренных пунктами 41, 44, 49, 50, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п.99.4).
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (части первая, четвертая статьи 3).
Согласно статье 6 Закона, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Согласно пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (действовавших на момент подачи административным истцом заявления о регистрации по месту жительства) договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла данного пункта, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении.
Таким образом, договор с учетом дополнительного соглашения являлись самостоятельным основанием для регистрации в жилом помещении.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по адрес фио, выразившиеся в неосуществления регистрации Магомадовой П.Р. по месту жительства, являются незаконными, поскольку административным истцом был предоставлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления указанной государственной услуги.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу присутствует, имеются основания полагать оспариваемые действия незаконными и нарушающими права административного истца.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Ссылку представителя административных ответчиков на отсутствие оснований для регистрации Магомадовой П.Р. в квартире в связи с отсутствием согласия нанимателя фио, предоставившей жилое помещение, судебная коллегия по административным делам находит несостоятельной, поскольку между ДГИ адрес и фио заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения по условиям которого в п.3 договора внесены изменения - совместно с нанимателем фио в жилое помещение вселяется ее внучка фио, подпись лица в дополнительном соглашении в данном случае прямо свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья административному истцу и согласии на его регистрацию.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 07 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 23 августа 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.