Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей адрес, фио, при секретаре А.Ю. Татаринове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ф.К. Абдурагимова по доверенности фио на решение Бутырского районного суда адрес от 27 октября 2022 года по административному иску Ф.К. Абдурагимова к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Ф.К. Абдурагимова обратился в суд с указанным выше административным иском к Росреестру по адрес, полагая незаконным отказ в государственной регистрации права собственности от 4 мая 2022 года на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001004:2, расположенный по адресу: адрес.
Требование мотивировано тем, что Управление требует для регистрации документы, которые законом не предусмотрены.
Решением Бутырского районного суда адрес от 27 октября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Ф.К. Абдурагимова по доверенности фио просила решение суда отменить, настаивая на доводах жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пп. 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что фио 19 января 2022 года обращался в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о регистрации права собственности на земельный участок участок с кадастровым номером 77:02:0001004:2, расположенный по адресу: адрес, приложив к заявлению выписку ЕГРН о праве собственности на жилой дом, план земельного участка, акт отвода земельных участков в натуре, выписку из протокола общего собрания членов ДМК им. Ларина от 30 мая 2021 года N01-2021.
31 января 2022 года заявитель был уведомлен о приостановлении государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием документов, являющихся основанием для регистрации права собственности.
4 мая 2022 года государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права и истечением срока, предоставленного для устранения таких причин.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку административный истец не представил документы, являющиеся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться.
Выводы суда сделаны без учета данных о сложившемся использовании земельного участка и его правовом статусе.
Так, земельный участок по адресу: адрес, не исключен из гражданского оборота, находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, который создан более 80 лет назад и был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка адрес в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В соответствии с этим уставом Кооператив создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади, предоставленного кооперативу участка, неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК им. Ларина как за кооперативом, погасившем госсуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью 61, 5 га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения. Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования. Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка, адрес в адрес.
адрес входит в границы земельного участка, отведенного ДСК им. Ларина на праве бессрочного пользования Актом от 16 марта 1931 года и Актом от 28 апреля 1941 года.
По уставу ДСК им. Ларина принятие в члены кооператива и закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у члена кооператива возникает бессрочное право пользования домом и земельным участком.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (часть 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N1Э7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 14 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (часть 8 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости).
Установленные по настоящему административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Ф.К. Абдурагимова основанном на членстве в ДСК им. Ларина, а документы, исходящие от данного кооператива, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Вместе с тем суд при рассмотрении дела не учел приведенные выше нормы права в связи с чем, дал неправильную оценку документам, исходящим от ДСК им. Ларина и имеющим доказательственное значение для правильного разрешения и рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам считает доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судами норм земельного законодательства заслуживающими внимания, а обжалуемое судебное решение - принятым с существенными нарушениями норм материального права, которое повлияло на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
При таком положении обжалуемое решение Бутырского районного суда адрес от 27 октября 2022 года нельзя признать законным в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по данному делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 27 октября 2022 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес от 4 мая 2022 года NКУВД-001/2022-1680319/3 об отказе фио Кочери-Оглы в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001004:2, расположенный по адресу: адрес.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.