Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Смолиной Ю.М.
при секретаре Кльован С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-1062/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от 8 ноября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления фио о признании Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 07 июня 2022 г. N 540 незаконным, об обязании внести изменения в План мероприятий - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным Приказ Минобрнауки РФ от 07.06.2022 года N 540 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева"; внести изменения в План мероприятий ("дорожная карта") по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 3964-р, в форме их преобразования в соответствующие федеральные государственные бюджетные учреждения с последующими изменением типа на федеральные государственные автономные учреждения с целью увеличения сроков реорганизации ФГУП
"НИИСК" до 31 декабря 2024 года. Требования мотивированы тем, что Устав издан с превышением полномочий, с грубым нарушением Распоряжения и Плана мероприятий, регистрация Устава в редакции, утвержденной оспариваемым приказом приведет к нарушению прав и законных интересов граждан, сотрудников Института, в частности трудового законодательства РФ, а также интересов Российской Федерации. Реорганизация ФГУП "НИИСК", как ведущего научного химического института и оборонного предприятия, проводится несвоевременно, должна быть безотлагательно приостановлена, так как не отвечает геополитической, экономической и социальной международной и внутригосударственной обстановке, может повлечь нарушение интересов Российской Федерации, срыв исполнения особо важных государственных оборонных заказов.
Представитель административного истца фио в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец со ссылкой на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного иска, неправильно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, нарушены нормы материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности фио, возражавшей против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации фио дано поручение N ДГ-П13-14590 от 13 ноября 2020 года по подготовке федеральными органами исполнительной власти соответствующих проектов актов по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий.
Президентом Российской Федерации был издан Указ от 29 ноября 2021 года N 679 "О реорганизации некоторых федеральных государственных унитарных предприятий и внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009", согласно которому в целях обеспечения устойчивого технологического развития и модернизации приоритетных отраслей экономики Российской Федерации принято предложение Правительства Российской Федерации о реорганизации, в том числе, Федерального государственного унитарного предприятия "Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева" (ФГУП "НИИСК").
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 3964-р "О реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий", согласно пункту 2 которого ФГУП "НИИСК" подлежит реорганизации в форме преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева".
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 3964-р был утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, указанных в вышеназванном Распоряжении, в форме их преобразования в соответствующие федеральные государственные бюджетные учреждения с последующим изменением типа на федеральные государственные автономные учреждения.
Во исполнение пункта 9 "дорожной карты" Минобрнауки России был подготовлен приказ от 30 марта 2022 г. N 272 "Об утверждении устава ФГБУ "Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева".
Поскольку в указанной редакции устава отсутствовали сведения о научной деятельности ФГУП "НИИСК", он был отменен, Минобрнауки России принята новая редакция проекта устава, утвержденная Приказом N 540 от 07.06.2022 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Минобрнауки России в рамках своих полномочий издан Приказ N 540 от 07.06.2022 года, которым был утвержден Устав Федерального государственного бюджетного учреждения "Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева".
Судебная коллегия находит данные выводы обоснованными, мотивированными, не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682, утвердившим Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации(далее Положение).
Согласно пункту 1 Положения Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Согласно Положению о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2018 года N 682, Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (п. 4.2.33); Министр науки и высшего образования Российской Федерации утверждает уставы организаций, подведомственных Министерству, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей организаций, подведомственных Министерству, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, вносит изменения в указанные договоры, в том числе назначает (утверждает) в установленном порядке руководителей научных организаций, ранее находившихся в ведении Федерального агентства научных организаций (п. 9.14).
Учитывая обязательность для исполнения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 3964-р "О реорганизации федеральных государственных предприятий, подведомственность ФГУП "НИИСК" Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что административный ответчик обладал достаточными полномочиями для утверждения устава ФГУП "НИИСК", которое является организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Судебная коллегия также учитывает, что вышеуказанное Распоряжение Правительства РФ не оспорено, не признано не действующим, соответственно подлежало исполнению, в том числе Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, не содержат оснований для отмены судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 29 августа 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.