Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Батеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Шарова Михаила Павловича на решение Щербинского районного суда адрес от 27 июля 2023 года, которым постановлено:
"Признать незаконным и отменить решение Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес от 14 июля 2023 года N 22/18 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 5 Шарова Михаила Павловича",
УСТАНОВИЛА:
Толкачев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес об отмене решения от 14 июля 2023 года N 22/18 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 5 Шарова Михаила Павловича", мотивируя свои требования тем, что 14 июля 2023 года Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес зарегистрировала кандидата в депутаты фио, с чем не согласен административный истец, зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, поскольку в представленных на выдвижение Шаровым М.П. документах имеются документы, оформленные с нарушением требований закона, а именно: в решении Избирательного объединения о выдвижении фио отсутствуют итоги тайного голосования по вопросу его выдвижения, а также отсутствует решение об избрании уполномоченных представителей либо о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей; кроме того, отсутствует документ, подтверждающий сведения о роде занятий фио, что свидетельствует об отсутствии оснований для вынесения решения о регистрации кандидата.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит заинтересованное лицо.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес - фио, представителя фио - фио, прокурора фио, находит, что решение Щербинского районного суда адрес от 27 июля 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов городского адрес от 21 июня 2023 года N 442/74 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского адрес на 10 сентября 2023 года.
Решением Сосенской территориальной избирательной комиссии от 14 июля 2023 года N 22/18 Шаров М.П, выдвинутый Московским городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского адрес по многомандатному избирательному округу N 5.
Толкачев Дмитрий Валерьевич, зарегистрированный решением Сосенской территориальной избирательной комиссии от 20 июля 2023 года N 26/32 по тому же избирательному округу обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В Избирательную комиссию поступил комплект документов на выдвижение фио, включая решение Избирательного объединения о выдвижении фио по соответствующему многомандатному избирательному округу в форме Выписки из Постановления LI (VII этап) конференции избирательного объединения, в которой содержатся итоги голосования по результатам обсуждения и открытого голосования, выписку из Протокола Конференции, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, датированную 19 апреля 2019 года.
Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес от 14 июля 2023 года N 22/18 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 5 Шарова Михаила Павловича", поскольку регистрация фио в качестве кандидата в депутаты произведена в нарушение норм действующего законодательства (Шаровым М.П. не представлены итоги тайного голосования по вопросу его выдвижения, решение об избрании уполномоченных представителей либо о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей, а также не представлен соответствующий документ, подтверждающий сведения о роде занятий фио), нарушает право административного истца на равенство кандидатов, установленное статьей 39 Федерального закона N 67-ФЗ, статьей 38 Избирательного кодекса адрес, ставит заинтересованное лицо в привилегированное, более выгодное положение по сравнению с остальными кандидатами, которые соблюдают требования избирательного законодательства.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67 - решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона адрес N 38 от 06 июля 2005 года "Избирательный кодекс адрес".
На основании пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 2 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункт 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 3 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес);
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1" пункт 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 3.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).
Статьями 33, 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьями 31, 32 Избирательного кодекса адрес предусмотрены условия выдвижения кандидатов избирательными объединениями по многомандатным избирательным округам, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидатом и для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, согласно пункту 1 статьи 38 этого же Федеральной закона N 67-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении о согласии баллотироваться, в том числе указываются сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий).
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат согласно пункту 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ представляет, в том числе заверенные соответственно кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В силу пункта 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ документы для выдвижения кандидат предоставляет в соответствующую избирательную комиссию лично.
Аналогичные нормы закреплены в частях 1, 2, 8 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Принимая во внимание, что Избирательным кодексом адрес заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам не предусмотрено, кандидат, выдвинутый избирательным объединением обязан лично предоставить в комиссию документы, указанные в пункте 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, за исключением копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, которую согласно пункту 14.6 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ вправе предоставить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в частях 7, 7.1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
В соответствии частью 12 статьи 31 Избирательного кодекса адрес решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, собрания);
2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, общественного объединения;
3) решение о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов с указанием номера и (или) наименования избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (кандидаты), список кандидатов, и итоги голосования по этому решению;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов;
5) дата принятия решения.
Пунктом 4 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Принимая во внимание часть 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ согласно которой выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ, а также исходя из системного толкования норм избирательного законодательства и законодательства, регламентирующего деятельность политических партий, однозначно следует вывод, что в решении избирательного объединения о выдвижении должны содержаться итоги тайного голосования по вопросу выдвижения кандидата, так как именно оно является единственно возможным способом выдвижения кандидата в депутаты.
Обязанность по предоставлению документов на выдвижение согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, части 8 статьи 32 Избирательного кодекса адрес не может быть возложена на иное лицо - кандидат обязан лично исполнить данную обязанность, предоставить полный комплект документов на выдвижение, за исключением копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, в случае ее предоставления уполномоченным представителем избирательного объединения либо первым представившим указанный документ кандидатом, выдвинутым этим избирательным объединением (пункт 14.6 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 7.1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес).
Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "Необходимым условием для выдвижения кандидата (в том числе в составе списка кандидатов) является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки. Эти заявление и документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично и заверить лично (статья 32, пункты 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Представление и заверение указанных документов иными лицами (в частности, секретарем избирательной комиссии) являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2). Форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона. Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет" (пункт 3).
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе N 129-ФЗ в редакции от 03 августа 2018 года.
Приказом ФНС России от 06 ноября 2020 года N ЕД-7-14/794@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и о внесении изменений в приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62020) утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - форма N Р60009 "Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 2 к указанному приказу.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что Шаровым М.П. было допущено существенное нарушение императивных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, выразившееся в непредставлении документов, необходимых для уведомления о выдвижении и его регистрации, что в соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, оспариваемое решение Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес от 14 июля 2023 года N 22/18 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 5 Шарова Михаила Павловича" вынесено с нарушением приведенного правового регулирования, в связи с чем требования административного истца фио подлежат удовлетворению.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 27 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 11 августа 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.