Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова",
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее также - ГУ Минюста по Москве, Главное управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (далее также - Организация, РОО "Сахаровский центр").
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Организация зарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения о присвоении РОО "Сахаровский центр" основного государственного регистрационного номера (ОГРН) внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 29 января 2003 года.
Также 25 декабря 2014 года в отношении Организации внесены сведения в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно пункту 1.3 Устава РОО "Сахаровский центр" осуществляет свою деятельность на территории г. Москвы.
В ходе проведенной внеплановой документарной проверки Организации за период деятельности с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года установлено, что Организацией допущены систематические, грубые, неустранимые нарушения закона и положений Устава, заключающиеся в несоблюдении территориальной сферы деятельности, определенной Организацией в пределах одного субъекта Российской Федерации - г. Москвы.
Кроме того, в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ) организация неоднократно распространяла в сети "Интернет" производимые ей материалы без маркировки об их производстве и распространении организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Также административным ответчиком допущены нарушения в виде несоответствия учредительных документов действующему законодательству и нарушения порядка работы органов управления организации.
В такой ситуации административный истец просит ликвидировать РОО "Сахаровский центр" на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее также - Федеральный закон "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представители Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Синдецький А.А, Сурмач А.С. заявленные требования поддержали.
Представители РОО "Сахаровский центр" - адвокаты Агальцова М.В, Сорк Д.М, Бирюков М.Ю, исполнительный директор Лукашевский С.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры г. Москвы по доверенности Цветкова О.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что административное исковое заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
В свою очередь пунктом 5 части 1 статьи 20 КАС РФ предусмотрено, что Московский городской суд как суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года N 25, Главное управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений и иных некоммерческих организаций. Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве правомочно на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В свою очередь абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как разъяснено в пунктах 26, 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
Грубым является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.
Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Оценивая доводы административного истца о том, что Организацией в ходе осуществления своей деятельности были допущены грубые неустранимые нарушения действующего законодательства, суд исходит из следующего.
Статьей 14 Федерального закона N 82-ФЗ предусмотрено, что п од региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Судом установлено, что 29 января 2003 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о присвоении РОО "Сахаровский центр" основного государственного регистрационного номера *. Местом нахождения административного ответчика является: г. Москва, АДРЕС.
Согласно пункту 1.3 Устава РОО "Сахаровский центр" осуществляет свою деятельность на территории г. Москвы.
Из материалов дела также следует, что распоряжением Главного управления от 6 февраля 2023 года N 731 назначена внеплановая документарная проверка Организации, которая проведена в период с 3 апреля 2023 года по 28 апреля 2023 года.
По результатам проведения проверки 28 апреля 2023 года составлен акт (далее - Акт проверки), согласно которому в деятельности Организации выявлены нарушения пункта 1.3 Устава и требований статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, а именно:
В период с 15 января 2021 года по 4 февраля 2021 года в г. Твери (Библиотека им. Горького) состоялась передвижная выставка "Андрей Сахаров - человек эпохи".
В период с 5 апреля 2021 года по 28 мая 2021 года в Национальном краеведческом музее имени Тимофея Евсеева в г. Йошкар-Оле состоялась передвижная выставка "Андрей Сахаров - человек эпохи".
В период с 21 января 2021 года по 20 февраля 2021 года в г. Рязани (Библиотека им. Горького) состоялась передвижная выставка "Андрей Сахаров - человек эпохи".
В период с 21 мая 2021 года по 24 апреля 2021 года Организацией совместно с Ельцин-Центром и при поддержке Фонда Фридриха Науманна (ФРГ) в г. Екатеринбурге организована и проведена тематическая выставка "САХАРОВ. НОВЫЙ ВЕК", приуроченная к столетию со дня рождения академика Сахарова.
В период с 12 мая 2021 года по 14 мая 2021 года и 21 мая 2021 года волонтерами Организации - Д.И, Д.Б. проведены тематические мероприятия, приуроченные к открытию выставки "Андрей Дмитриевич Сахаров - человек эпохи", состоявшейся в г. Ханты-Мансийске. В указанные даты проведены обучающие тренинги с учениками старших классов и студентами 1-3 курсов.
Организацией совместно с Благотворительным фондом помощи осужденным и их семьям ("Русь Сидящая") и проектом "ОВД-Инфо" была реализована совместная программа "Школа общественного защитника (ШОЗ) имени Сергея Шарова-Делоне", в рамках которой в период с 12 марта 2021 года по 14 марта 2021 года в г. Санкт-Петербурге прошел трехдневный курс "Школы общественного защитника".
Организацией осуществлялись мероприятия по проведению выставки, состоящей из 18 планшетов, содержащих архивные материалы, документы, фотографии, текстовое описание, которое строится по хронологическому принципу и рассказывает о биографии А.Д. Сахарова в контексте истории СССР и мировых исторических событий, которая проводилась на территории Российской Федерации в городах: Агинское, Алексин, Архангельск, Астрахань, Белгород, Биробиджан, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Выборг, Дмитровград, Екатеринбург, Ессентуки, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кандалакша, Кировск, Кисловодск, Ковдор, Кола, Кондопога, Краснодар, Красноярск, Курск, Кызыл, Липецк, Мончегорск, Москва, Мурманск, Назрань, Невинномысск, Нерчинск, Нижний Новгород, Никель, Новокуйбышевск, Новосибирск, Омск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Пикалево, Полярный, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Севастополь, Североморск, Симферополь, Смоленск, Сосновый бор, Старая Лагода, Сургут, Сыктывкар, Тамбов, Тольятти, Томск, Ульяновск, Умба, Феодосия, Чебоксары, Челябинск, Чуркесск, Чита, Элиста, Южно-Сахалинск, Ярославль; а также в иностранных государствах: Бремен (Германия), Кембридж (Великобритания), Каунас (Литва), Кёльн (Германия), Лондон (Великобритания), Милан (Италия), Минск (Белоруссия), Нью-Йорк (США), Париж (Франция), Прага (Чехия), Рим (Италия), Вильнюс (Литва).
Организация осуществляла иную деятельность за пределами г. Москвы, что подтверждается фактом приобретения авиа- и железнодорожных билетов для своих членов и сотрудников, договорами на организацию услуг питания в рамках проведения конференций и выставок в городах Петрозаводске, Калининграде, Ханты-Мансийске, Костроме, Сыктывкаре.
Оценивая изложенные в акте от 28 апреля 2023 года выводы о нарушении административным ответчиком территориальной сферы деятельности, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что проведенная в г. Твери, г. Йошкар-Оле и в г. Рязани передвижная выставка "Андрей Сахаров - человек эпохи" не была организована РОО "Сахаровский центр".
Действительно, 18 баннеров с информацией о жизни академика Андрея Сахарова были созданы административным ответчиком, что подтверждается заключенными с ИП Х.А.В. следующими договорами: от 30 января 2020 года на разработку дизайн-макета для 18 баннеров передвижной выставки, посвященной академику Сахарову, оказанию услуг по цветоделению и постобработке изображений для макета; от 5 июля 2020 года по оказанию услуг по цветоделению и постобработке изображений для макета передвижной выставки, посвященной академику Сахарову; от 15 декабря 2020 года по разработке дизайн-макета и верстке листовок и методического пособия по проведению выставки, посвященной академику Сахарову; от 1 февраля 2021 года по доработке материалов для баннерной выставки, посвященной Андрею Сахарову; от 14 апреля 2021 года по доработке материалов для баннерной выставки, посвященной Андрею Сахарову.
Согласно Акту проверки факт проведения Организацией передвижной выставки подтверждается публикациями в сети "Интернет". Между тем из представленных в материалы дела скриншотов сайтов "Комсомольская правда. Тверь", " Idel.Реалии", "Правительство Рязанской области" следует, что Организацией была предоставлена лишь основа экспозиции - 18 баннеров с информацией о жизни академика Андрея Сахарова. При этом на сайте Правительства Рязанской области сообщается, что передвижная выставка проводится в рамках подготовки к 100-летию со дня рождения академика Андрея Сахарова на основании распоряжения Президента Российской Федерации.
В соответствии с письмом заместителя Министра культуры Российской Федерации от 3 июля 2020 года в адрес глав субъектов Российской Федерации проведение выставки "Андрей Сахаров - человек эпохи" из 18 планшетов о жизни академика Андрея Сахарова проводится в рамках Плана мероприятий по подготовке и проведению 100-летнего юбилея А.Д. Сахарова.
Из справки ГБУК ТОУНБ им. А.М. Горького следует, что состоявшаяся с 15 января 2021 года по 4 февраля 2021 года в Библиотеке им. А.М. Горького в г. Твери выставка "Андрей Сахаров - человек эпохи" была проведена в рамках Плана мероприятий Министерства культуры Российской Федерации по подготовке и проведению 100-летнего юбилея А.Д. Сахарова. При этом РОО "Сахаровский центр" никаких мероприятий в указанный период в ГБУК ТОУНБ им. А.М. Горького не проводила.
Таким образом, ни в размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах "Комсомольская правда. Тверь", " Idel.Реалии", "Правительство Рязанской области" информационных сообщениях, ни в иных представленных в материалы дела документах доказательств того, что выставка "Андрей Сахаров - человек эпохи" в городах Твери, Йошкар-Оле и Рязани была организована и проводилась РОО "Сахаровский центр", не представлено. Сам по себе факт передачи информационных материалов для проведения выставки иным организаторам об осуществлении Организацией деятельности за пределами г. Москвы не свидетельствует.
Соответственно, отсутствуют основания утверждать, что Организация нарушила территориальную сферу деятельности в ходе проведения выставки в названных городах.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного истца о том, что факт осуществления Организацией деятельности в Великобритании подтверждается тем обстоятельством, что на имя исполнительного директора Лукашевского С.М. административным ответчиком был приобретен авиабилет по маршруту Москва-Лондон-Москва в период с 15 марта по 17 марта 2020 года. Как следует из представленного административным ответчиком приказа от 17 февраля 2020 года Лукашевский С.М. был направлен в командировку в г. Лондон, однако в качестве цели командировки указано "участие в переговорах". Кроме того, согласно приказу от 12 марта 2020 года в связи с объявлением эпидемиологической ситуации в стране и закрытием границ с Великобританией командировка Лукашевского С.М. была отменена. В такой ситуации не представляется возможным говорить об осуществлении какой-либо деятельности РОО "Сахаровский центр" в период с 15 марта по 17 марта 2020 года в Великобритании.
Между тем исследованными по делу доказательствами подтверждается, что в ходе проведения выставки "Андрей Дмитриевич Сахаров - человек эпохи" в г. Ханты-Мансийске 12 мая 2021 года непосредственную деятельность в проведении выставки принимали представители Организации И.Д, Б.Д. Так, согласно информации, размещенной в сообществе "Музей Природы и Человека" в социальной сети "Вконтакте" представители РОО "Сахаровский центр" Б.Д. и И.Д. провели тренинг для обучающихся школ и студентов.
Данная деятельность Организации по проведению тренингов в иных городах Российской Федерации расценивается судом как нарушение закрепленной в Уставе территориальной сферы деятельности.
Кроме того, ранее для И.Д.А. и Б.Д. Организацией приобретались билеты по маршруту Москва-Ярославль-Москва на период с 20 по 21 февраля 2020 года.
Суд также полагает доказанным факт организации РОО "Сахаровский центр" совместно с Ельцин-Центром и при поддержке Фонда Фридриха Науманна (ФРГ) в период с 21 мая 2021 года по 24 апреля 2021 года в г. Екатеринбурге выставки "САХАРОВ. НОВЫЙ ВЕК".
Указанное подтверждается информацией, размещенной на сайте Ельцин-Центра (yeltsin.ru), в социальной сети "Вконтакте", а также на сайте РОО "Сахаровский центр" (sakharov - center. ru), где прямо указано, что Организация проводила указанную выставку в Ельцин-Центре в г. Екатеринбурге.
В своих письменных пояснениях административный ответчик подтвердил, что выставка не проводилась под эгидой оргкомитета в рамках подготовки к 100-летию со дня рождения академика Андрея Сахарова. Доводы административного ответчика о том, что сведения о данной выставке опубликованы в перечне мероприятий, приуроченных к столетию рождения академика Сахарова, опубликованном на сайте Российской академии наук, тот факт, что выставка вопреки положениям Устава о территориальной сфере деятельности была организована за пределами г. Москвы как субъекта российской Федерации именно РОО "Сахаровский центр", не опровергают.
Судом критически оцениваются доводы административного ответчика о том, что Организация не принимала участие в проведенном в г. Санкт-Петербурге курсе "Школы общественного защитника".
Так, согласно справке Правозащитного совета Санкт-Петербурга от 9 августа 2023 года инициатором и организатором проведения данного мероприятия был Правозащитный совет Санкт-Петербурга в лице члена Совета М.-В.Г.А. При этом РОО "Сахаровский центр" предоставил концептуальные материалы для создания и проведения независимой Школы общественного защитника отдельно от подобного московского проекта.
Однако в соответствии с размещенным на сайте Организации (sakharov - center. ru) объявлением набор в "Школу общественного защитника (ШОЗ)" осуществлялся именно РОО "Сахаровский центр"; в объявлении приведены данные о проведении очных консультаций в г. Санкт-Петербурге с 7 по 11 июня 2021 года, разъяснен порядок подачи анкет и заявок для участия в "Школе общественного защитника (ШОЗ)". Также согласно размещенному на сайте Организации отчету о работе за 2021 год "Школа общественного защитника (ШОЗ) имени Сергея Шарова-Делоне" является совместной просветительской программой РОО "Сахаровский центр, фонда "Русь Сидящая" и проекта "ОВД-Инфо", при этом в рамках реализации проекта "Школа общественного защитника (ШОЗ)" Организацией было проведено два очных цикла школы, в том числе в г. Санкт-Петербурге.
Также на основании договора от 13 января 2021 года, заключенного Организацией с ИП П.О.В, и дополнительного соглашения к нему от 1 мая 2021 года ИП П.О.В. обязался оказать административному ответчику услуги по продвижению мероприятий юбилейной программы РОО "Сахаровский центр" в Париже (Франция) в период с 1 по 31 мая 2021 года. Актом об оказании услуг от 31 мая 2021 года подтверждается, что услуги оказаны в полном объеме. Таким образом, заказчиком и организатором проведения мероприятий юбилейной программы ща пределами территории Российской Федерации является именно РОО "Сахаровский центр".
Факт проведения административным ответчиком различных мероприятий за пределами г. Москвы подтверждается и договором на оказание услуг по организации питания в рамках проводимого 14 сентября 2021 года тренинга в г. Петрозаводске, заключенным 13 сентября 2021 года с ООО "Соло"; договором на оказание услуг по организации питания 27 октября 2021 года в г. Калининграде, заключенным 27 октября 2021 года с ООО "Таврида кейтеринг"; договором на оказание услуг по организации питания 25 февраля 2021 года в г. Костроме, заключенным 15 февраля 2021 года с ИП Голубевой С.В.; договором на оказание услуг по организации питания 17 февраля 2021 года в г. Сыктывкаре, заключенным 16 февраля 2021 года с ООО "Шенер".
Соответственно, в ходе рассмотрения административного спора нашел свое подтверждение факт организации и проведения административным ответчиком различных мероприятий, то есть осуществления РОО "Сахаровский центр" деятельности на территории, отличной от территории деятельности Организации.
Названные нарушения в силу разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64, являются грубыми и являются достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований о ликвидации Организации. Позиция административного истца о несоразмерности требований о ликвидации допущенным нарушениям основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ допущение общественным объединением грубого нарушения законодательства влечет за собой ликвидацию общественного объединения вне зависимости от наступивших последствий.
Не имеют правового значения для разрешения административного спора и доводы РОО "Сахаровский центр" о том, что иные общественные объединения, действующие на территории Российской Федерации, допускают нарушение территориальной сферы деятельности, однако не привлекаются к мере ответственности в виде ликвидации. Согласно статье 178 КАС РФ с уд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, в свою очередь вопрос о нарушении иными общественными объединениями положений Уставов и законодательства Российской Федерации предметом рассмотрения настоящего административного спора не является.
Доводы административного истца о том, что РОО "Сахаровский центр" не могла предвидеть, что осуществляемые Организацией действия нарушают заявленную территориальную сферу деятельности, подлежат отклонению, поскольку возможность осуществления деятельности административным ответчиком исключительно на территории г. Москвы прямо закреплена в Уставе Организации.
Относительно доводов ГУ Минюста по Москве о нарушении законодательства, регулирующего деятельность иностранных агентов, суд отмечает, что согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период деятельности РОО "Сахаровский центр") м атериалы, производимые некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются деятельности такой организации.
Аналогичные положения закреплены в части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", вступившего в силу с 1 декабря 2022 года.
Из представленных административным истцом скриншотов сайта Организации sakharov-center.ru следует, что на нем в проверяемый период в разделах "Блог. Видео" и "Календарь" были размещены информационные статьи "Россия 2050: утопии и прогнозы", "Авторитарная Россия", "Патриотизм снизу", "Насильственная коллективизация ("раскрестьянивание"): возможные альтернативы ей; последствия, историческая память", "Партийная система: что её ждёт?", "Политическая культура современной России в зеркале её языка", "Политические заключенные в России в 2021 году: практики репрессий, методы защиты, международная солидарность", "Экологическая повестка-2021: немецкий и российский подходы", "Просвещение продолжается: обсуждение книги Стивена Пинкера с участием автора, С Гуриева и Е. Шульман", "Неизбежен ли был "Большой террор": объективные и субъективные факторы его породившие и их соотношение", "Гражданское общество и медиа под катком: Политический-2021", " XX век: проработка прошлого. Обсуждение книги Евгении Лёзиной", "Авторитаризм наступает и выигрывает?", "Почему Россия отстала? Обсуждение новой книги Дмитрия Травина", "Битва за прошлое: как политика меняет историю. Разговор с Иваном Куриллой", "Десталинизация: путь, не пройденный до конца. Что предстоит сделать в будущем", "Российско-немецкие отношения после Меркель", "Политический-2021: угрожает ли России новый тоталитаризм?", "Нота протеста. Камерный концерт для "Мемориала": музыканты в поддержку памяти", "Историческая развилка 60-х годов: могла ли оттепель превратиться в весну... ", "30 лет реформам Егора Гайдара. Что это было - провал или прорыв?", "Сложные чувства: разговорник новой реальности", "год после возвращения Навального: политический-2022", "Новые лишенцы", "Возвратный тоталитаризм: презентация и обсуждение книги Льва Гудкова", "Социальное неравенство: альтернативный взгляд".
На страницах с названными информационными материалами также размещена ссылка на видеохостинг YouTube (youtube. com), где на канале "О стране и мире" размещены видеоролики с аналогичным наименованием.
При этом как на официальном сайте РОО "Сахаровский центр", так и на сайте YouTube отсутствует указание на то, что данные материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, что является нарушением действующего законодательства.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что Организация не является владельцем канала "О стране и мире" на видеохостинге YouTube. В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что информация о том, что указанный канал с 14 апреля 2022 года не является официальной страницей РОО "Сахаровский центр", размещена на сайте youtube. com. Между тем административным ответчиком каких-либо доказательств передачи исключительных прав на размещенные на канале аудиовизуальные произведения, равно как и доказательств передачи прав на канал, включая передачу логина и пароля от канала иному лицу, не представлено. В судебном заседании представитель административного ответчика указал на невозможность представления соответствующей информации.
Суд также отмечает, что согласно скриншотам страниц сайта youtube. com часть произведений была размещена на нём до 14 апреля 2022 года, а в самих аудиовизуальных произведениях имеется логотип РОО "Сахаровский центр".
Представленные административным ответчиком в опровержение доводов Главного управления скриншоты страниц сайта sakharov-center.ru, на которых имеется маркировка о создании вышеназванных материалов некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, были выполнены в ходе рассмотрения административного спора; сведений о даты внесения маркировки не содержат, в то время как на скриншотах, послуживших основанием для составления Акта проверки от 28 апреля 2023 года, такая маркировка отсутствует. До момента рассмотрения административного спора Организацией возражений на Акт проверки в указанной части не подавалось.
Является необоснованной позиция административного ответчика о том, что в случае ликвидации Организации она будет привлечена дважды к ответственности за одно и то же нарушение законодательства, регулирующего деятельность организаций, выполняющей функции иностранного агента, поскольку ранее РОО "Сахаровский центр" уже было привлечено к административной ответственности за размещение на сайте youtube. com материалов без соответствующей маркировки.
В обоснование настоящего административного искового заявления о ликвидации Организации ГУ Минюста по Москве указывает на совокупность допущенных административным ответчиком нарушений Устава и действующего законодательства, а не только на размещение созданных РОО "Сахаровский центр" материалов без маркировки, предусмотренной положениями статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ и статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ. Более того, как указал административный ответчик, он был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в размещении на сайте youtube. com материалов "Социальное неравенство: альтернативный взгляд", "Новые лишенцы", "Историческая развилка 60-х годов: могла ли оттепель превратиться в весну", "Если завтра война: куда ведет противостояние между Россией и Западом", "Возвратный тоталитаризм: презентация и обсуждение книги Льва Гудкова", "Благотворительный вечер в поддержку политзаключенных. К. Гаазе", "Политический 2022", "Год после возвращения Навального: Политический-2022", "30 лет реформам Егора Гайдара. Что это было - провал или прорыв?", "Сложные чувства: разговорник новой реальности", в то время как материалами настоящего дела подтверждается факт распространения без соответствующей маркировки и иных произведений, а также их распространения не только на сайте youtube. com, но и на сайте sakharov-center.ru.
По мнению суда, указанные нарушения с учетом систематичности их совершения являются грубыми, и с учетом наличия иных нарушений действующего законодательства являются достаточным основанием для ликвидации Организации.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии учредительных документов РОО "Сахаровский центр" действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно статье 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Решение о государственной регистрации регионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
В свою очередь внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. Таким органом является Федеральная налоговая служба.
В такой ситуации суд приходит к выводу о том, что указанные в Акте проверки нарушения в виде отсутствия в ЕГРЮЛ сведений о наименовании Организации на иностранном языке, которое содержится в пункте 1.2 Устава Организации; несоответствие сокращенного наименования Организации, указанного в пункте 1.2 Устава, сокращенному наименованию Организации, содержащемуся в выписке из ЕГРЮЛ; отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о видах деятельности, указанных в пункте 2.4 Устава, не может быть поставлено в вину РОО "Сахаровский центр", поскольку обязанность по внесению в ЕГРЮЛ сведений в соответствии с Уставом организации возложена на органы Федеральной налоговой службы.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава РОО "Сахаровский центр" учреждена гражданами Российской Федерации и является основанным на индивидуальном членстве общественным объединением приверженцев жизненных идеалов мировоззрения и общественно-политических взглядов известного ученого, государственного и общественного деятеля Андрея Дмитриевича Сахарова.
Согласно пункту 4.1 Устава членами Организации могут быть достигшие 18-летия граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, на законных основаниях находящиеся на территории Российской Федерации.
Таким образом, из Устава организации усматривается, что его членами могут быть исключительно физические лица, объединенные общими интересами, что в полной мере соответствует статье 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ. Сама по себе формулировка "индивидуальное" членство о противоречии названным положениям федерального законодательства не свидетельствует, поскольку каких-либо иных форм участия в Организации, помимо предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, не допускает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ у частники корпорации вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией. Пунктом 4 этой же нормы закреплены обязанности участника корпорации.
Статья 65.2 ГК РФ призвана обеспечить защиту прав и законных интересов участников гражданско-правового сообщества, в том числе путем обеспечения возможности ознакомления члена с необходимыми документами о деятельности общественной организации предусмотренными законом способами, а также закрепляет их обязанности, однако не возлагает на общественную организацию обязанности по внесению в Устав положений о порядке такого ознакомления, а также всех предусмотренных в пункте 4 статьи 65.2 ГК РФ обязанностей членов организации.
В свою очередь требования к уставу общественной организации закреплены в статье 123.5 ГК РФ, согласно которой Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Учитывая изложенное, приведенные в Акте проверки сведения о нарушении РОО "Сахаровский центр" положений статьи 65.2 ГК РФ судом во внимание не принимаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.6 ГК РФ участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы. Согласно статье 31 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ и мущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, а также за счет иных средств. Соответственно, обязанность по уплате членских взносов должна быть предусмотрена в Уставе лишь в том случае, если её имущество формируется за счет членских взносов. При этом согласно пункту 7.6 Устава РОО "Сахаровский центр" источниками формирования имущества Организации являются добровольные взносы и пожертвования, другие не запрещенные законом поступления.
В такой ситуации суд не соглашается с доводами административного истца о том, что, отсутствие в Уставе Организации указания на обязанность её членов по уплате членских и иных имущественных взносов является нарушением действующего законодательства.
Однако суд полагает обоснованными доводы ГУ Минюста по Москве о том, что в нарушение положений пункта 2 статьи 65.3, статьи 123.7 ГК РФ и пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ в Уставе к исключительной компетенции высшего органа управления Организации (Общего собрания членов) не отнесены полномочия по определению порядка приема в состав членов Организации; в нарушение требований пункта 3 статьи 65.3 ГК РФ Уставом Организации не определен единоличный исполнительный орган управления; пункты 5.16, 5.21 Устава Организации содержат указание на наличие исключительной компетенции Правления Организации, вместе с тем, исключительная компетенция Правления Уставом Организации не определена; в нарушение пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ и пункта 2 статьи 123.5 ГК РФ Устав Организации не содержит порядок формирования Попечительского совета и порядок принятия им решений.
Из Акта проверки также усматривается, что согласно представленным на проверку спискам членов Организации Исполнительный директор организации, не является ее членом.
При этом согласно пункту 5.20 Устава Исполнительный директор осуществляет руководство текущей деятельностью организации, то есть является руководящим органом объединения. Соответственно, избрание на должность Исполнительного директора лица, не являющегося членом Организации, грубо нарушает положения статьи 6 Федерального закона N 82-ФЗ, предусматривающей право членов общественного объединения избирать и быть избранными в руководящие органы данного объединения.
Также на проверку Организацией не были представлены документы, подтверждающие установленный законом порядок учета членов Организации.
Стоит отметить, что на момент разрешения административного спора указанные нарушения устранены не были.
В такой ситуации, учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел своё подтверждение факт совершения административным ответчиком вменяемых ему нарушений, принимая во внимание, что допущенные Организацией нарушения являются грубыми и неустранимыми, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о л иквидации РОО "Сахаровский центр".
Настоящее решение в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" является основанием для исключения сведений об Организации из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (ОГРН *).
Решение является основанием для исключения сведений о Региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 1 сентября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.