Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при ведении протокола помощником судьи Карповой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Аояма Моторс" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в пересчете кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
АО "Аояма Моторс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ. Кадастровая стоимость земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере СУММА1, по состоянию на 1 января 2022 года - в размере СУММА2.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка была определена методом индивидуального расчета на основании ранее установленной кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в судебном порядке, с применением индексов изменения цен во времени.
Между тем кадастровая стоимость земельного участка была также оспорена в судебном порядке по состоянию на 1 января 2018 года путем установления её в размере рыночной, а именно в размере СУММА3.
В указанной ситуации, по мнению административного истца, исходя из принципа единства методологии определения кадастровой стоимости при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года в качестве исходных данных должна была приниматься кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 1 января 2018 года, как наиболее близкая к дате проведения кадастровой оценки.
Административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и перерасчете кадастровой стоимости, однако решениями ГБУ "Центр имущественных платежей" от 5 апреля 2023 года N *1, N *2 заявителю было отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
В такой ситуации административный истец просит признать незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 5 апреля 2023 года N *1, N *2 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года; обязать административного ответчика исправить допущенную ошибку в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости.
Представитель АО "Аояма Моторс" по доверенности Федотов П.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" Яворский Д.Д. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Хасанова А.Р. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве участия в судебном заседании не принимал.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Аояма Моторс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, что подтверждается договором аренды от 9 декабря 2000 года.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 г." кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере СУММА1.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 3 ноября 2022 N 64489 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2022 г." кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере СУММА2.
Указанная стоимость установлена по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной ГБУ "Центр имущественных платежей".
Статьями 20, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедур предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости и рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, а также рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 23 статьи 21 данного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Как следует из материалов дела, административный истец 16 марта 2023 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 5 апреля 2023 года N *1 заявителю отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года, а решением от 5 апреля 2023 года N *2 заявителю отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года.
Пользуясь предоставленным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание решения ГБУ "Центр имущественных платежей", административный истец в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Оценивая доводы заявителя о допущенной административным ответчиком ошибке при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ, суд исходит из следующего.
Как следует из решений ГБУ "Центр имущественных платежей" от 5 апреля 2023 года N *1, N *2 кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена путем отнесения объекта недвижимости к группе 13 "Земельные участки иного неустановленного назначения", подгруппе 13.3 "Земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства". Расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 13.3 "Земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" осуществлялся методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в г. Москве по состоянию на 1 января 2021 года определялся приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания N 226). По состоянию на 1 января 2022 года действовал приказ Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания N П/0336).
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний N 226, п. 19 Методических указаний N П/0336 в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются, в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Методических указаний N 226 установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости. Аналогичные правила предусмотрены п. 54 Методических указаний N П/0336.
Из содержания вышеназванных норм следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
Напротив, способ определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально), модель, подход, метод расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости относится к компетенции лица, осуществляющего определение кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере рыночной на основании заключений экспертов устанавливалась дважды - по состоянию на 1 января 2016 года и по состоянию на 1 января 2018 года. Так, решением Московского городского суда от 26 января 2018 года по административному делу N 3а-*/2018 (ранее присвоенный номер 3а-*/2017) кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере СУММА4 по состоянию на 1 января 2016 года. Решением Московского городского суда от 4 июня 2020 года по административному делу N 3а-*/2020 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере СУММА3 по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно п. 1.3 Методических указаний N 226 для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Аналогичные правила закреплены в п. 3 Методических указаний N П/0336, применяемых при определении кадастровой стоимости участка по состоянию на 1 января 2022 года.
Как было указано выше, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ осуществлялся методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени. Согласно представленным ГБУ "Центр имущественных платежей" разъяснениям, в качестве исходных данных была принята установленная решением Московского городского суда от 26 января 2018 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года.
В полном соответствии с требованиями Методических рекомендаций кадастровая стоимость объекта была определена как произведение площади объекта недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной по состоянию на 1 января 2016 года в судебном порядке на основании экспертного заключения, увеличенного на индекс изменения цен между датой определения кадастровой стоимости в размере рыночной и датой проведения тура государственной кадастровой оценки.
Так, индекс изменения цен с 1 января 2016 года по 1 января 2018 года определен в размере "1, 08", с 1 января 2018 года по 1 января 2021 года в размере "1, 0712", с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года в размере "1, 0226".
Расчет по состоянию на 1 января 2021 года осуществлялся следующим образом: УПКС (ГКО 2021) = СУММА4 (кадастровая стоимость, установленная Московским городским судом по административному делу 3а-*/2018) / 12 820 (площадь объекта недвижимости) * 1, 08 (индекс изменения цен по состоянию на 1 января 2018 года) * 1, 0712 (индекс изменения цен по состоянию на 1 января 2021 года). УПКС = СУММА5/кв.м. Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года = УПКС * Площадь = СУММА5 * 12 820 = СУММА1.
Согласно письменной позиции ГБУ "Центр имущественных платежей" по результатам произведенного расчета с учетом автоматически обрабатываемого массива данных и погрешности измерения из-за множественности знаков после запятой размер УПКС по состоянию на 1 января 2022 года составил СУММА6/кв.м. Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года = УПКС * Площадь = СУММА6 * 12 820 = СУММА2.
В связи с этим применение ГБУ "Центр имущественных платежей" при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости результата судебной экспертизы, которой установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года с ее индексацией по состоянию на 1 января 2018 года, на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки в 2021 и 2022 годах.
Вопреки доводам административного истца пункт 8.6 Методических указаний N 226, пункт 54 Методических указаний N П/0336 не предусматривают необходимости использования в качестве исходных данных сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, наиболее близкую к дате проведения государственной кадастровой оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Поскольку обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки ГБУ "Центр имущественных платежей" были использованы недостоверные сведения, при рассмотрении данного административного дела не установлено, а решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости требованиям действующего законодательства не противоречат, суд не находит оснований для удовлетворения требований АО "Аояма Моторс".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований АО "Аояма Моторс" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 5 сентября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.