Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката фио - Соломиной Т.В. на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес адрес N 378 от 09 сентября 2021 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио,
УСТАНОВИЛ:
28 декабря 2020 г. должностным лицом Начальником ОДН ОМВД России по адрес в отношении фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
09 сентября 2021 года постановлением должностного лица Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес адрес фио привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2022 года обжалуемое постановление оставлено без изменений, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись, с указанными решениями должностного лица и суда защитник фио - Соломина Т.В. обратилась с жалобой в Московский городской суд, в которой просят решение судьи районного суда отменить.
В судебное заседание фио и его защитник Соломина Т.В. явились, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали в полном объеме, просили решение районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, основанием для привлечения фио к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства: 28.12.2020 в 16:30 по адресу: адрес, состоялось массовое мероприятие в форме пикетирования, несогласованное с органами исполнительной власти адрес. Участники публичного массового мероприятия с количеством участников 4 человека, рядом со зданием ФСБ РФ, развернули и держали в руках средство наглядной агитации - баннер черного цвета длиной 5 метров, высотой 1, 5 метра, с надписью белыми печатными буквами "ГОСУДАРСТВО ТЕРРОРИСТ". Так же при них имелись 3 баннера желтого цвета с символикой змеи и надписью "DON?T TREAD ON ME", что в переводе с английского языка означает "НЕ ДАВИТЕ НА МЕНЯ". Данная акция, с достаточной очевидностью объединена единством целей и замыслов, так же общей организацией, с использованием участниками ассоциативно узнаваемых (или идентичных) наглядных средств агитации (баннеров), с выдвижением общих требований и призывов. Этими действиями участники массового мероприятия привлекали к себе внимание средств массовой информации, блогеров и не определенного круга граждан. В числе данных граждан находился Круцких Илья Альбертович, который вел фото и видео съемку на мобильный телефон граждан, державших баннер с надписью белыми печатными буквами "ГОСУДАРСТВО ТЕРРОРИСТ", привлекая к себе и участникам акции внимание".
Действия фио квалифицированы как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес адрес N 378 от 09 сентября 2021 года фио привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы фио согласился с выводами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес адрес о доказанности факта совершения вменённого правонарушения.
Однако, согласиться с законностью принятого судебного акта не представляется возможном по следующим основания.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из текста решения следует, что судья районного суда, рассмотрев жалобу по настоящему делу, указал на то, что факт совершения фио административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; постановлением КДН; рапортами сотрудников полиции; и иными материалами.
Вместе с тем, судьей районного суда не учтено, что в соответствии с положениями, установленными ст. 29.8 КоАП РФ, протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом и в нем указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
Из представленных материалов дела усматривается, что постановление было вынесено Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес адрес, то есть коллегиальным органом.
Однако, вопреки приведенным положениям в представленных материалах протокол заседания Комиссии при рассмотрении дела отсутствует, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ.
Оценки судьи районного суда данное обстоятельство не получило, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении.
Вышеназванное грубое нарушение процессуальных требований при привлечении лица к административной ответственности является существенным, свидетельствует о незаконности постановления административного органа и влекут отмену вынесенного постановления и направление дела на новое рассмотрение в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которому по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи подлежащим отмене, дело возвращению на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное и принять обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов поданной заявителем жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению судьей Тверского районного суда г. Москвы при новом рассмотрении дела по существу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио, отменить дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.