Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката фио в интересах фио Абдулкосима Холназаровича на постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 24 августа 2023 года, которым гражданин адрес (паспортные данные и гражданина адрес, зарегистрированного по адресу: адрес) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес,
УСТАНОВИЛ:
24 августа 2023 года врио инспектора АИЗ ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с названным постановлением судьи, защитник обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи изменить в части административного выдворения за пределы РФ. В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции дал ненадлежащую правовую оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела. У Ярова А.Х. имеется брат Яров Абдулло Холназарович, 1994 г.р, имеющий гражданство РФ, постановление суда лишает право на личную и семейную жизнь, административное правонарушение совершено впервые, наказание является несоразмерным, не учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым судам следует исследовать и оценивать реальные обстоятельства, не ограничиваясь формальным рассмотрением дела, учитывать фактические обстоятельства и личность иностранного гражданина, Международного пакта о гражданских и политических правах.
В судебное заседание Московского городского суда Яров А.Х. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом под роспись, находится в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес.
Требование части 3 ст. 25.1 КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности в виде административного ареста или административного выдворения, распространяется лишь на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.
В гл. 30 КоАП РФ, регулирующей порядок пересмотра постановлений и решений по таким делам, подобных норм нет.
Поэтому, учитывая разъяснение Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за адрес 2008 г. (вопрос N 7), прихожу к выводу, что жалоба защитника может быть рассмотрена в отсутствие лица, подвергнутого административному выдворению, поскольку имеются данные о надлежащем извещении фио о месте и времени судебного разбирательства, от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
Защитник - адвокат фио в судебном заседании Московского городского суда жалобу поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника - адвоката фио, поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через адрес, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Частью 3 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушения, предусмотренные чч. 1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на адрес с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через адрес, являются незаконно находящимися на адрес и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда и следует из представленных материалов дела, 23 августа 2023 года в 08 час. 50 минут по адресу: адрес, был выявлен гражданин адрес, фио Абдулкосим Холназарович паспортные данные, паспорт 402129715 выдан 14.06.2018 года, который прибыв в Российскую Федерацию 05.09.2022 года в порядке, не требующем получения визы, повторно совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, а именно: будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ постановлением зам. начальника ООП ОМВД России по адрес N 804342 от 06.03.2023 года, не встал в установленный срок на миграционный учет по месту фактического проживания - адрес, чем нарушил требования ст. 20 Федерального закона N109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Действия Ярова А.Х. квалифицированы по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения и виновность фио подтверждаются собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами: протоколом об административном правонарушении адрес N 0009639 от 24.08.2023 года; рапортом сотрудника полиции; сведениями о адрес на адрес в адрес, содержащимися в базе УВМ МВД России; письменным объяснением фио; протоколом об административном задержании адрес N 0131524 от 23.08.2023 года, справкой из автоматизированной базы данных ИБД-Р, согласно которой Яров А.Х, ранее неоднократно привлекался за нарушение административной ответственности на адрес; постановлением зам. начальника ООП ОМВД России по адрес N 804342 от 06.03.2023 года по делу по ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении фио, вступившим в законную силу; другими материалами дела.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно установилобстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, является несостоятельной.
Совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку на момент совершения правонарушения последний, будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, повторно в течение года совершил аналогичное административное правонарушение, а именно по месту фактического проживания на миграционный учет не встал.
Оснований не согласиться с таким выводом у суда второй инстанции не имеется.
Доводы жалобы защитника о том, что у совершеннолетнего брата фио - Ярова Абдулло Холназаровича, 1994 г.р, имеется гражданство РФ, он зарегистрирован во адрес, родство подтверждается свидетельствами о рождении, сами по себе, в том числе при проживании в разных субъектах РФ, иного вывода по делу не влекут.
С учетом изложенного, оснований полагать, что применение к Ярову А.Х. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации повлечет нарушение существующих семейных отношений, не имеется.
При наличии у брата фио гражданства РФ, он решилвопрос иной гражданской принадлежности по своему усмотрению.
Статей 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрены обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета.
Так, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Частями 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине: заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации (п. 9 ч. 1). В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в случае изменения сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, такой иностранный гражданин незамедлительно сообщает об этом принимающей стороне и представляет ей копии подтверждающих документов.
При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6, 8 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, а также при его фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин в течение 3 рабочих дней сообщает об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3.2 статьи 22 Федерального закона), предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии с приложением к нему мотивированного заявления в произвольной форме и копий документов, подтверждающих изменение сведений об иностранном гражданине.
Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии.
Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия заполненного бланка уведомления о прибытии, указанного в абзаце втором настоящего пункта, и прилагаемых документов, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине и (или) сроках его пребывания в месте пребывания в своих учетных документах и вносит сведения, предусмотренные статьей 9 Федерального закона, в государственную информационную систему миграционного учета.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях фио события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что административное правонарушение совершено впервые категорически опровергается сведениями АС ЦБДУИГ (л.д.6-18).
Доводы жалобы о том, что наказание является несоразмерным, не учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым судам следует исследовать и оценивать реальные обстоятельства, не ограничиваясь формальным рассмотрением дела, учитывать фактические обстоятельства и личность иностранного гражданина, наказание должно быть соразмерным и справедливым, в данном деле, как и положения Международного пакта о гражданских и политических правах, не нарушены.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения
Приведенные выше правовые позиции в данном деле соблюдены. Совершенное Яровым А.Х. повторное правонарушение повлекло установленные законом правовые последствия.
Презумпция невиновности не нарушена.
Материалы дела не содержат объективных данных, свидетельствующих о предпринятых лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, мерах для неукоснительного выполнения требований миграционного законодательства на адрес.
Ссылка стороны защиты на заявление собственника жилого помещения фио от 04 сентября 2023 г. (после вынесения судом первой инстанции постановления по делу) Раменскому городскому прокурору по вопросу неправомерного снятия с учета фио, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, ссылки в судебном заседании на то, что оформление документов об изменении места жительства фио в административный орган не было завершено по бюрократическим причинам, сами по себе, с учетом собранных по делу доказательств, иного вывода по делу не влекут.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено судьей Ярову А.Х. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.5 ст. 18.8 КоАП РФ.
При назначении наказания судья учел личность виновного, ранее привлекавшего к административной ответственности в РФ, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является особый режим пребывания иностранных граждан на адрес.
Принятое судом решение о принудительном выдворении иностранного гражданина фио за пределы Российской Федерации является обоснованным установленными судом обстоятельствами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 24 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.