Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей: Ворониной Э.Н, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орлова В. П. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 3164/2022 по административному исковому заявлению Орлова В. П. к Министерству имущественных отношений Мурманской области об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 20 мая 2022 года, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Орлов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Мурманской области от 20 мая 2022 года в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, обязать Министерство имущественных отношений Мурманской области устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что 25 февраля 2022 года он обратился в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, образуемого из земель кадастрового квартала N N, проектной площадью 10 546 кв.м.
Согласно принятому административным ответчиком распоряжению от 14 марта 2022 года N 478 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" Орлову В.П. в целях дальнейшего проведения аукциона, предоставлено право обратиться без доверенности в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, что по мнению административного истца подтверждает отсутствие оснований для отказа в проведении аукциона.
В дальнейшем, 15 марта 2022 года Орлов В.П. заключил договор с ООО "ЮристСтандарт" на выполнение кадастровых работ, стоимость которых составила 150 000 рублей, после чего обратился в Управление Росреестра по Мурманской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.
Кадастровый номер N с разрешенным видом использования "спорт" присвоен земельному участку 28 марта 2022 года.
На первоначальное: обращение от 25 февраля 2022 года и повторное обращение административного истца от 29 марта 2022 года о проведении аукциона, МИО Мурманской области дан ответ от 25 мая 2022 года, согласно которому Орлову В.П. отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, в связи с поступлением заявления третьего лица о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в оспариваемом ответе указано на предполагаемую цель использования земельного участка - жилищное строительство для отдельных категорий граждан. На момент поступления заявления третьего лица о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование решение об отказе в проведении аукциона по его обращению не принималось.
Считает, что имеются основания для отказа в предоставлении земельного участка третьему лицу, поскольку до его обращения он (Орлов В.П.) выполнил работы по образованию земельного участка и обратился с заявлением о проведении аукциона.
Полагал, что неправомерными действиями МИО Мурманской области нарушены его права на заключение договора аренды земельного участка в установленном законом порядке и причинен материальный ущерб в виде затрат на производство кадастровых работ.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель министра имущественных отношений Мурманской области Онуфриенко О.Н, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области и автономная некоммерческая организация "Центр содействия жилищному строительству Мурманской области".
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 августа 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Мурманского областного суда от 23 ноября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 14 июня 2023 года, Орлов В.П. просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что п.п. 17 п.8 ст. 39.11 Земельного Кодекса РФ не может быть применим в качестве оснований для отказа в проведении аукциона.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Орлов В.П. обратился в МИО Мурманской области с заявлением от 25 февраля 2022 года, в котором просил принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, образуемого из земель кадастрового квартала N N, проектной площадью 10 546 кв.м, под размещение объектов капитального строительства в качестве устройства площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, трамплины, трассы).
Распоряжением Министерства от 14 марта 2022 года N 478, со сроком действия два года, в целях дальнейшего проведения аукциона, Орлову В.П. предоставлено право обратиться без доверенности в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, о чем административному истцу сообщено письмом ГОКУ "Центр технической инвентаризации" от 15 марта 2022 года N 2504.
Управлением Росреестра по Мурманской области, на основании заявления Орлова В.П, поданного по итогам выполнения кадастровых работ в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, 28 марта 2022 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "спорт", о чем внесены сведения в ЕГРН.
В дальнейшем, 01 апреля 2022 года в Министерство поступило заявление административного истца от 29 марта 2022 года о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001019:589.
Кроме того, 16 мая 2022 года в Министерство поступило заявление АНО "Центр содействия жилищному строительству Мурманской области" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 5 лет на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором указана цель использования земельного участка - жилищное строительство для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, Закон Мурманской области от 27.12.2021 N 2724-01-ЗМО "Об отдельных вопросах в области жилищных отношений и жилищного строительства на территории Мурманской области", а также заявление об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка, который распоряжением МИО по Мурманской области от 24 мая 2022 года N 879 изменен со "спорт" на - "для целей индивидуального жилищного строительства", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРН.
По итогам рассмотрения заявления Орлова В.П. от 29 марта 2022 года Министерством принято решение, оформленное письмом от 20 мая 2022 года N 19-06/6170-00, согласно которому административному истцу отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка на основании подпункта 17 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с поступлением заявления о предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001019:589, на основании договора от 01 июня 2022 года N 136, заключенного между Министерством (ссудодатель) и АНО "Центр содействия жилищному строительству Мурманской области" (ссудополучатель), передан Центру в безвозмездное пользование сроком с 01 июня 2022 года по 31 декабря 2025 года, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, с целью использования: жилищное строительство для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в границах, указанных в выписке из ЕГРН.
На основании указанного договора Управлением Росреестра по Мурманской области в ЕГРН внесена запись об ограничении прав и обременениях данного земельного участка сроком с 01 июня 2022 года по 31 декабря 2025 года.
В письме от 09 июня 2022 года, данным в ответ на повторное заявление Орлова В.П. от 27 мая 2022 года о проведении аукциона Министерство уведомило заявителя о ранее принятом решении от 20 мая 2022 года об отказе и о заключении с Центром 01 июня 2022 года договора N 136, а также об отсутствии правовых основании для повторного рассмотрения заявления о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что поскольку, в период рассмотрения заявления Орлова В.П. от 29 марта 2022 года в МИО Мурманской области поступило заявление АНО "Центр содействия жилищному строительству Мурманской области" о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером N без проведения торгов, по которому Министерством не принималось решение об отказе, в силу пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации имелись основания для отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Частью 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в Совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, Определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
- подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
- обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5- 9, 13-19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований;
- обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
- обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
- обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5-19 пункта 8 настоящей статьи;
- получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении (подпункт 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 12 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации срок рассмотрения заявления о проведении аукциона составлял не более двух месяцев со дня поступления заявления.
Согласно подпункту 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении данного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что спорный земельного участок с кадастровым номером N передан АНО "Центр содействия жилищному строительству Мурманской области" в безвозмездное пользование сроком с 01 июня 2022 года по 31 декабря 2025 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости, что в свою очередь исключает возможность совершения административным ответчиком каких - либо действий в рамках поданного Орловым В.П. заявления от 29 марта 2022 года о проведении аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка, и свидетельствует о том, что права и законные интересы истца не могут быть восстановлены заявленными исковыми требованиями.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 3164/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Орлова В. П. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 ноября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.