Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Морозковой Е.Е, судей Корнюшенкова Г.В. и Телятниковой И.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-4274/2022) по кассационной жалобе председателя жилищно-строительного кооператива N14 Старых "данные изъяты" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2023г. (N33а-1828/2023) по административному иску председателя жилищно-строительного кооператива N14 Старых "данные изъяты" к прокуратуре Московского района г.Санкт-Петербурга, прокуратуре г.Санкт-Петербурга об оспаривании результатов проверки, представления.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя председателя жилищно-строительного кооператива N14 Старых О.В.- ФИО6, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Председатель жилищно-строительного кооператива N14 (далее - ЖСК N14) ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными результаты проверки прокуратуры Московского района Санкт-Петербурга, в том числе представление от 17 ноября 2021г. N.
В обоснование указано, что прокуратурой Московского района Санкт-Петербурга проведена проверка выполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, в ходе которой было установлено, что по адресу: "адрес", нарушены требования законодательства, а именно складируются мешки с листьями, не убрана листва на газонах, имеется случайный мусор, что стало основанием для внесения оспариваемого представления. Административный истец полагает, что прокурорская проверка проведена неправомерно и представление внесено незаконно, поскольку ЖСК N14 не был уведомлен о начале проверки, решение о ее проведении также не получал.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2023г, в удовлетворении административного иска председателя ЖСК N14 ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе председатель ЖСК N14 ФИО1 просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ЖСК N14 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: "адрес".
16 ноября 2021г. комиссией СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произведен визуальный осмотр территории земель общего пользования и территорий, находящихся в кадастре МКД квартал 7679, в том числе по адресу: "адрес", по результатам осмотра составлен акт о выявленных нарушениях, в том числе, на территории многоквартирного дома по адресу: "адрес", складируются мешки с листвой и не убранная листва на газонах, в наличии случайный мусор.
17 ноября 2021г. прокуратурой Московского района Санкт- Петербурга в отношении ЖСК N14 внесено представление N об устранении нарушений законодательства в жилищно- коммунальной сфере на территории многоквартирного дома по адресу: "адрес", выразившихся в складировании мешков с листьями и неубранной листвы на газонах, в наличии случайного мусора.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление внесено прокуратурой Московского района Санкт- Петербурга в пределах предоставленных законом полномочий на основании акта контролирующего органа - СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга". Поскольку проверка прокуратурой не проводилась, нарушений, выразившихся в неизвещениии о ее проведении, несоставлении акта, ненаправлении уведомления в адрес проверяемого, допущено не было. Доказательств отсутствия перечисленных в представлении обстоятельств административным истцом не представлено.
Проанализировав положения Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015г. N891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге", Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016г. N961, руководствуясь Федеральным законом от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, отметив следующее.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу: "адрес" осуществляет ЖСК N 14. Земельный участок, на территории которого должна быть осуществлена уборка, является землями многоквартирного дома (придомовая территория).
Содержание объекта благоустройства, элемента благоустройства представляет собой выполнение в отношении объекта благоустройства, элемента благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что ответственным за осуществление уборки на территории многоквартирного дома является ЖСК N 14, которое не приняло своевременных мер по очистке территории.
Доказательств того, что установленные актом от 16 ноября 2021г. факты ненадлежащего содержания территории отсутствовали, в материалы дела не представлено. При этом подтверждены показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля и имеющимися в материалам дела иными доказательствами. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Довод о том, что период летней уборки территории Санкт-Петербурга установлен с 16 апреля по 15 октября, а проверка осуществлялась в более поздний период обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в зависимости от погодных условий данный период может быть продлен на что прямо указано в Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016г. N961.
В соответствии с Положением о проведении весеннего и осеннего месячников по благоустройству территорий Санкт-Петербурга, утвержденного Протоколом Городского штаба благоустройства Санкт-Петербурга от 24 марта 2016г. N 3, а также во исполнение распоряжения администрации Московского района Санкт-Петербурга от 29 сентября 2021г. N 1069-р, определено проведение осеннего месячника по благоустройству в период с 1 октября 2021г. по 31 октября 2021г. с целью выполнения работ по обеспечению чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и приведение городских территорий, входящих в состав земель общего пользования и в состав общего имущества многоквартирных домов в надлежащее состояние.
Как следует из материалов дела, при проведении обследования СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт- Петербурга" было выбрано время спустя 16 дней после окончания осеннего месячника с целью предоставления ответственным за благоустройству территорий организациям возможности завершения работ по очистке территории.
Оценивая довод о том, что СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" не наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства, суд апелляционной инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004г. N 223 утверждено Положение о Государственной административно-технической инспекции (далее -Положение).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 Положения Инспекция осуществляет региональный государственный контроль в области благоустройства в Санкт-Петербурге, рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
Следовательно, Государственная административно-техническая инспекция наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля в области благоустройства на территории, на которой подлежат применению требования Правил благоустройства.
Состав принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части I статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "г" и "ж").
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2-1 Положения о государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004г. N 1849, государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Основной задачей Государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга является осуществление контроля за использованием, содержанием, ремонтом жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, независимо от их принадлежности и форм собственности, в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства.
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга выполняет обследование технического состояния жилищного фонда, его инженерного оборудования, придомовой территории; осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения.
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга следит, в том числе: за санитарным состоянием помещений и территорий жилищного фонда; за своевременной и качественной подготовкой жилищного фонда к сезонной эксплуатации; за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации (Приказ Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 31 декабря 2004г. N 37).
Согласно пункта 3.10.1 постановления правительства Санкт- Петербурга от 19 декабря 2017г. N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" к функциям и полномочиям администрации относится организация в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016г. N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт- Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.
Как следует из распоряжения комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16 августа 2019г. N 145-р "Об утверждении примерной формы устава Санкт-Петербургских государственных казенных учреждений - районных жилищных агентств", учреждение создается собственником для достижения, в том числе, цели материально-технического обеспечения деятельности Администрации в сферах законности, правопорядка, безопасности, благоустройства и обращения с отходами, городского хозяйства и энергетики, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики, имущественных отношений.
Предметом деятельности Учреждения является материально- техническое обеспечение реализации полномочий администрации по организации в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016г. N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", содержания объектов благоустройства и элементов благоустройства в границах территории района Санкт-Петербурга, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц, в части, касающейся организации содержания внутриквартальных территорий, на которых расположены многоквартирные дома, либо внутриквартальных территорий, ограниченных по периметру многоквартирными домами (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома), и элементов благоустройства, расположенных на таких территориях.
В силу устава СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019г, предметом деятельности учреждения является материально-техническое обеспечение реализации полномочий Администрации.
В соответствии п. 2.2.1.2.1 устава учреждение создано, в том числе для цели материально-технического обеспечения реализации полномочий администрации по организации содержания объектов благоустройства и элементов благоустройства в границах территории районов Санкт-Петербурга за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц, в части, касающейся организации содержания внутриквартальных территорий, на которых расположены многоквартирные дома, и элементов благоустройства, расположенных на таких территориях.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что нарушения в сфере благоустройства выявлены контролирующим органом СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", является ошибочным.
Вместе с тем, согласно пункта 2.3.2 Устава предметом деятельности учреждения в сфере благоустройства является: осуществление функций государственного заказчика при организации работ по благоустройству и уборке внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга, входящих в состав земель общего пользования на территории района, в том числе проведение обследования внутриквартальных территорий, в рамках осуществления контроля за их уборкой, обеспечением благоустройства; организации проведения весеннего и осеннего месячников по благоустройству и дней благоустройства города на территории района.
При этом, как следует из материалов дела и пояснений представителя заинтересованного лица СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в суде апелляционной инстанции, при проведении 16 ноября 2021г, в рамках осуществления контроля за уборкой и обеспечением благоустройства обследования внутриквартальных территорий, в том числе квартала "данные изъяты", в который входит земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений многоквартирного "данные изъяты", сотрудниками учреждения было выявлено на придомовой территории указанного многоквартирного дома наличие на газонах мешков, заполненных листвой; наличие не убранной листвы, смета, что привело к загрязнению прилегающих проездов и газонов, относящихся к землям общего пользования.
По результатам объезда был составлен и направлен в прокуратуру Московского района Санкт-Петербурга акт от 16 ноября 2021г. с целью информирования и, в случае необходимости, принятия мер прокурорского реагирования. Акт от 16 ноября 2021г. поступил в прокуратуру Московского района Санкт-Петербурга 17 ноября 2021г, что подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами.
При этом несогласие административного истца с наличием у СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт- Петербурга" полномочий по проведению обследования, составления акта и проведения фотофиксации нарушений не свидетельствует о том, что данных нарушений не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом надзора прокурора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В силу части 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (часть 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке (Определение от 18 июля 2017г. N1742-0).
При таких обстоятельствах, довод о наличии со стороны прокуратуры процедурных нарушений, ввиду отсутствия решения о проведении проверки, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2015г. N 2-П о том, что решение о проведении проверки органами прокуратуры не выносится в случае анализа состояния законности без взаимодействия с проверяемым субъектом, а равно обязанность административного истца соблюдать требования законодательства о благоустройстве в Санкт-Петербурге, подлежит отклонению.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии у прокуратуры оснований для внесения представления, поскольку установлено наличие нарушений законодательства ЖСК N14.
ЖСК N 14 не представлено доказательств нарушения его прав, при том, что именно на административном истце лежит обязанность доказать, что его права были нарушены.
Внесенное прокуратурой представление не нарушает прав и законных интересов ЖСК N 14, не возлагает на него незаконную обязанность, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявления.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Приобщение к материалам дела в суде апелляционной инстанции копии сопроводительного письма СПБ ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в прокуратуру Московского района Санкт-Петербурга от 17 ноября 2021г. N45-100 не противоречит правилам статьи 308 КАС РФ и не свидетельствует о незаконности выводов суда апелляционной инстанции по существу.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу председателя жилищно-строительного кооператива N14 Старых "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 августа 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.