Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Сясько В. Н. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года (N 2а-1117/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 марта 2023 года по административному исковому заявлению Сясько В. Н. к Совету муниципального образования городского поселения "Нижний Одес", председателю Совета муниципального образования городского поселения "Нижний Одес" Ларину А. И, депутатам V созыва Совета муниципального образования городского поселения "Нижний Одес" Ждановой У. С, ФИО3, Масловой С. И, Тертичной (Павловой) И. В, Самойленко О. В, Тарабину С. И, Шергиной А. А. о признании незаконным и отмене решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сясько В.Н. обратился в суд с административным иском к Совету муниципального образования городского поселения "Нижний Одес"; председателю Совета муниципального образования городского поселения "Нижний Одес" Ларину А.И, депутатам V созыва Совета муниципального образования городского поселения "Нижний Одес" Ждановой У.С, ФИО3, Масловой С.И, Тертичной (Павловой) И.В, Самойленко О.В, Тарабину С.И, Шергиной А.А. о признании незаконным коллегиального решения от 17 февраля 2022 года NVI-23 Совета депутатов V созыва о досрочном прекращении полномочий депутата Совета муниципального образования городского поселения "Нижний Одес" Сясько В.Н. в связи с утратой доверия, возложении на ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение прав истца путем отмены решения N VI-23 от 17 февраля 2022 года.
В обоснование требований указал, что 17 февраля 2022 года административные ответчики - депутаты Ларин А.И, Жданова У.С, Комзолова Т.Н, Маслова С.И, Павлова И.В, Тарабин С.И, Шергина А.А. приняли на VI заседании Совета городского поселения "Нижний Одес" решение N VI-23 о досрочном прекращении полномочий депутата по избирательному округу N 2 Сясько В.Н. в связи с утратой доверия. Основанием для решения послужило предоставление им справки о доходах и расходах с указанием неверной отчетной даты 31 декабря 2020 года вместо требуемой 1 сентября 2021 года. Его обращения к председателю Совета городского поселения "Нижний Одес" с просьбой исправить допущенное нарушение результата не принесли. Полагая, что с его стороны имела место техническая ошибка, оспариваемое решение считал нарушающим его права и свободы.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 марта 2023 года, Сясько В.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 марта 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 19 июня 2023 года, Сясько В.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска от 20 сентября 2021 года N 26/161 Сясько В.Н. признан избранным депутатом Совета городского поселения "Нижний Одес" V созыва по одномандатному избирательному округу N 2. С указанного момента Сясько В.Н. приобрел статус депутата представительного органа муниципального образования.
19 октября 2021 года Сясько В.Н. в Администрацию Главы Республики Коми направлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) в отношении себя, супруги Бариновой А.А, несовершеннолетнего ребенка ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Управлением Главы Республики Коми по противодействию коррупции (далее - Управление) по результатам изучения представленных Сясько В.Н. документов установлено, что представленные им справки на титульном листе содержат указание на неверную отчетную дату 31 декабря 2020 года вместо требуемой - 1 сентября 2021 года, в связи с чем Управлением в Совет городского поселения "Нижний Одес" направлена информация от 14 декабря 2021 года N 6580-03-1-18 о необходимости проведения проверки соблюдения Сясько В.Н. запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции, и установления всех обстоятельств выявленного нарушения. Указанной информацией также отмечены нарушения в действиях депутатов Блягоза П.А, Иванова И.С, Мезенцевой А.М, Сясько Н.В, в отношении которых также указано на необходимость проведения проверки.
На основании указанной информации распоряжением главы городского поселения "Нижний Одес" - председателя Совета Ларина А.И. N 23 от 27 декабря 2021 года назначено проведение проверки соблюдения обязательств, установленных в целях противодействия коррупции законодательством в отношении депутата Сясько В.Н.
27 декабря 2021 года уведомлением N 02-15/73 председатель Совета городского поселения "Нижний Одес" сообщил Сясько В.Н. о проведении проверки, разъяснив права давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, обращаться к ответственному должностному лицу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении беседы. Указанное уведомление не получено Сясько В.Н, что подтверждается копией конверта (ШПИ 80081267224022).
18 января 2022 года Сясько В.Н. обратился к председателю Совета городского поселения "Нижний Одес", указав на допущенную техническую ошибку при указании отчетной даты, просил назначить время для исправления неточностей, внесения дополнений в декларацию.
Письмом N 02-15/5 от 27 января 2022 года главой городского поселения "Нижний Одес" Лариным А.И. разъяснены Сясько В.Н. порядок и сроки предоставления уточненных сведений, указано, что их прием не входит в полномочия главы городского поселения "Нижний Одес".
По результатам проведенной проверки ведущим специалистом администрации городского поселения "Нижний Одес" Карнович Р.Р. подготовлен доклад, поступивший в Совет городского поселения "Нижний Одес". Согласно докладу, факт ненадлежащего исполнения Сясько В.Н. обязанности по предоставлению сведений о доходах нашел свое подтверждение, что может рассматриваться как совершение коррупционного проступка. Предложено рассмотреть на заседании Совета городского поселения "Нижний Одес" вопрос о применении к Сясько В.Н. мер юридической ответственности.
7 февраля 2022 года глава городского поселения "Нижний Одес" направил в адрес Сясько В.Н. информацию о результатах проверки и направлении в адрес Совета городского поселения "Нижний Одес" доклада с предложением о применении мер юридической ответственности.
Согласно протоколу VI очередного заседания МО ГП "Нижний Одес" 5 созыва, на заседании принимало участие 14 депутатов, Сясько В.Н. участия не принимал.
Решением Совета городского поселения "Нижний Одес" N VI-23 от 17 февраля 2022 года в связи с допущенным депутатом Сясько В.Н. нарушением законодательства о противодействии коррупции, выраженном в непредставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, прекращены досрочно полномочия депутата Сясько В.Н. в связи с утратой доверия, "за" принятие указанного решения проголосовало 8 депутатов, "против" - 6 депутатов.
Кроме того, на указанном заседании были приняты решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Блягоза П.А, Иванова И.С, Сясько Н.В, в отношении Мезенцевой А.М. применены меры юридической ответственности в виде предупреждения. Решением Сосногорского городского суда N 2а-1467/2022 от 12 декабря 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора г. Сосногорска, решение Совета ГП "Нижний Одес" от 17 февраля 2022 года в части непрекращения досрочно полномочий Мезенцевой A.М. признано незаконным, полномочия депутата Мезенцевой А.М. прекращены. Решение в законную силу не вступило.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав содержание представленных 19 октября 2021 года справок и сведения, представленные налоговым органом, банками об открытых по состоянию на 1 сентября 2021 года на имя Сясько В.Н. и его супруги счетах и остатках денежных средств, сделал вывод о предоставлении Сясько В.Н. недостоверных сведений на отчетную дату 1 сентября 2021 года. Установив, что процедура проведения проверки соблюдения Сясько B.Н. ограничений, запретов, обязательств, правил служебного (должностного) поведения, установленных в целях противодействия коррупции законодательством, была соблюдена, а оспариваемое решение Совета муниципального образования городского поселения "Нижний Одес" от 17 февраля 2021 года N VI-23 "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского поселения "Нижний Одес" принято уполномоченным органом в установленном порядке, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений статей 2, 40 Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 3, 5, 12, 12.1, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктов 2, 3, 4 приложения 1, статьи 4(4) Закона Республики Коми от 29 сентября 2008 года N 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми", регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Все доводы Сясько В.Н, повторяющиеся в кассационной жалобе, судами были проверены и получили оценку, как не влекущие удовлетворения административного иска, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены судебных актов по кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 марта 2023 года без изменения, кассационную жалобу Сясько В.Н. - без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 марта 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.