Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4055/2022 по кассационной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 мая 2023 года по административному исковому заявлению Новикова В.Г. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков на земли лесного фонда.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Бухальцевой Н.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Новикова В.Г. Тимошевского В.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новиков В.Г. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее также - Комитет, Комитет по природным ресурсам) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков на земли лесного фонда.
В обоснование административного иска указал, что является собственником земельных участков площадью 103000+/-75 кв.м с кадастровым номером N и площадью 97000+/-68 кв.м с кадастровым номером N, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства. Земельные участки расположены по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
При подготовке документов по планировке территории участков ему сообщили, что границы указанных участков накладываются на земли лесного фонда.
12 апреля 2022 года он обратился в Комитет по природным ресурсам с заявлением, просил привести сведения государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН, письмом от 11 мая 2022 года ему сообщено о том, что вопрос будет рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы в порядке очередности. Сведения о наложении границ принадлежащих ему земельных участков не исключены из лесного реестра.
Считал бездействие Комитета неправомерным, двойной учет участков нарушающим его права и законные интересы. Указывал, что сведения лесного реестра противоречат сведениям ЕГРН, которые имеют приоритет. Кроме того, он приобрел данные земельные участки на основании договора купли-продажи от 7 октября 2020 года у ООО "Филадельфия". Право собственности ООО "Филадельфия" на данные объекты было зарегистрировано в 2014 году, соответственно, поскольку право предшествующих правообладателей на объекты возникло до 1 января 2016 года, в соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормами Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", сведения о принадлежащих административному истцу участках должны быть исключены из лесного реестра. Помимо того, принадлежащие ему земельные участки фактически не располагаются на землях лесного фонда и сведений о наложении на земли лесного фонда в ЕГРН не содержатся.
Просил признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в уклонении от исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении границ Рощинского лесничества на границы земельных участков, имеющих кадастровые номера N, расположенных по адресу: "адрес", обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ Рощинского лесничества на границы земельных участков, имеющих кадастровые номера N расположенных по адресу: "адрес"
Решением Выборгского городского суда от 15 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Новикова В.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 мая 2023 года решение Выборгского городского суда от 15 декабря 2022 года отменено, принято новое решение, которым требования Новикова В.Г. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в уклонении от исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении границ Рощинского лесничества на границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
На Комитет по природным ресурсам Ленинградской области возложена обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категории "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", принадлежащего на праве собственности Новикову В.Г. На Комитет по природным ресурсам Ленинградской области возложена обязанность рассмотреть заявление Новикова В.Г, датированное 12 апреля 2022 года (входящий N 29-7619) об исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", направив ответ заявителю в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 13 июня 2023 года, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его необоснованным и настаивая на отсутствии с его стороны незаконного бездействия и правильности выводов суда первой инстанции по существу заявленных Новиковым В.Г. требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Из материалов дела следует, что Новиков В.Г. является собственником земельных участков: площадью 103000+/-75 кв.м. с кадастровым номером N и площадью 97000+/-68 кв.м с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства. Земельные участки расположены по адресу: "адрес". Право собственности на земельные участки приобретено на основании договора купли-продажи от 7 октября 2020 года с ООО "Филадельфия".
Право собственности на земельные участки зарегистрировано за административным истцом 22 октября 2020 года.
Как указал административный истец, при подготовке документов по планировке территории участков выяснилось, что границы указанных участков накладываются на земли лесного фонда.
12 апреля 2022 года административный истец обратился в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением о приведении сведений в соответствие со сведениями ЕГРН. Ответом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11 мая 2022 года административному истцу сообщено, что вопрос устранения несоответствия сведений ЕГРН и сведений государственного лесного реестра в отношении территории земельных участков с кадастровыми номерами N внесен в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области, созданной на основании постановления Губернатора Ленинградской области от 18 января 2012 года N 5-пг, Административный ответчик сообщил, что указанный вопрос будет рассмотрен межведомственной рабочей группой в порядке очередности. Информацию о принятии решения по вышеуказанному вопросу Комитет доведет до сведения дополнительно.
Вопрос об исключении сведений о земельных участках административного истца из государственного лесного реестра не разрешен.
Административный ответчик ссылался на то, что по данным государственного лесного реестра земельный участок, указанный в исковом заявлении, расположен на землях лесного фонда Российской Федерации; в соответствии с лесоустроительными материалами данные земельные участки частично располагаются в квартале 53 выделах 15, 16. Рябовского сельского участкового лесничества Рощинского лесничества, что подтверждается выкопировкой с планшета Рябовского сельского участкового лесничества.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции не усмотрел бездействия Комитета по природным ресурсам, а также исходил из того, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права; суд первой инстанции привел положения пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Действующим законодательством не допускается отнесение одного земельного участка к нескольким категориям земель, для взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Земельные участки, принадлежащие административному истцу не относятся к числу исключений, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ.
В силу части 6 статьи 4.6. Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Земельные участки, принадлежащие административному истцу, приведенным критериям соответствуют, сведения о принадлежащих административному истцу земельных участках не внесены в ЕГРН как о лесных участках; правами аренды земельные участки не обременены; право собственности на земельные участки предыдущего правообладателя ООО "Филадельфия" возникло до 1 января 2016 года (в 2014 году). Как следует из представленной в суд апелляционной инстанции выписки из ЕГРН, земельные участки, принадлежащие административному истцу образованы из земельного участка с кадастровым номером N отнесенного к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства, земельный участок был снят с кадастрового учета в 2014 году, сведений о том, что земельный участок располагался в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, ЕГРН не содержит.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, которым является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (статья 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункт 2.2 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341).
Вступившим 6 декабря 2022 года в законную силу судебным актом - решением Выборгского городского суда от 31 октября 2022 года N 2-2947/2022 по иску Новикова В.Г. к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области установлены границы земельных участков административного истца с кадастровыми номерами N, в соответствии со сведениями, указанными в ЕГРН.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, ш отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Комитет по природным ресурсам и Департамент лесного хозяйства являлись лицами, участвующими в деле N 2-2947/2022, поэтому выводы указанного судебного решения являются для них обязательными.
Описание границ земельных участков, принадлежащих административному истцу, имеется в ЕГРН, а координаты характерных точек границ земельного участка Рощинского лесничества в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельные участки административного истца расположены в пос. Ленинское, что подтверждено Комитетом градостроительной политики Ленинградской области.
С учетом того, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2014 году, имеют категорию, согласно сведениям ЕГРН, "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", расположены в пределах населенного пункта - пос. "Ленинское", право собственности правопредшественника административного истца на данные земельные участки возникло и зарегистрировано в 2014 году, то есть до 1 января 2016 года, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении границ земельных участков с кадастровыми номерами N на земли лесного фонда.
В соответствии с протоколом заседания N 30 межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области от 3 августа 2022 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером N принято решение о внесении изменений в государственный лесной реестр; в отношении земельного участка с кадастровым номером N принято решение о применении кода 11.4 - оспаривание возникновения прав.
Указанное решение принято в отношении земельного участка с кадастровым номером N не административным ответчиком а межведомственной рабочей группой, в состав которой входят, помимо представителей иных ведомств, представители Комитета по природным ресурсам. Комитетом, как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе уполномоченным на внесение изменений в лесной реестр, сведения об исключении какого-либо из спорных участков (в том числе участка, в отношении которого принято положительное решение, с кадастровым номером N) из лесного реестра не представлены.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что в данной части Комитетом допущено бездействие, процедура по исключению сведений из лесного реестра в отношении земельного участка, по которому отсутствует спор, не завершена, несмотря на то, что положительное решение принято межведомственной группой 3 августа 2022 года, ввиду отсутствия административного регламента, которым мог бы руководствоваться Комитет, разумный срок на исполнение данного решения истек.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, по делу не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.