Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10475/2022 по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 мая 2023 года по административному исковому заявлению Кузнецова М.И. к ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области о признании ненадлежащими условий содержания, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в учреждении уголовно-исполнительной системы.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецов М.И. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области (далее - ФКУ СИЗО-2) о признании ненадлежащими условий содержания, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 500 000 рублей. В обоснование требований указал, что является бывшим военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, однако в нарушение требований действующего законодательства он содержался в ФКУ СИЗО-2 в камерах на общих условиях с другими осужденными, а не в камерах для бывших сотрудников правоохранительных органов. В результате этого он понес физические и психические страдания, так как переживал за свою жизнь и безопасность.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 21 ноября 2022 года Кузнецову М.И. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 мая 2023 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 ноября 2022 года отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление Кузнецова М.И. удовлетворено. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кузнецова М.И. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 5 000 рублей, в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2023 года, ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области ставят вопрос об отмене судебного акта, полагая его незаконным и необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Кузнецов М.И. содержался в ФКУ СИЗО-2 в следующие периоды: с 26 января по 24 февраля 2009 года; с 31 июля по 7 сентября 2009 года; с 10 по 23 сентября 2009 года; с 25 сентября по 22 октября 2009 года; с 3 по 25 декабря 2014 года; с 19 по 22 апреля 2015 года; с 30 апреля по 18 июня 2015 года; с 18 июня по 3 августа 2015 года; с 5 августа по 29 октября 2015 года; с 30 октября по 7 декабря 2015 года; с 24 августа по 18 сентября 2017 года; с 20 сентября по 16 октября 2017 года; с 16 октября по 18 октября 2017 года; с 19 по 25 октября 2017 года; с 27 октября по 23 ноября 2017 года; с 24 по 27 ноября 2017 года; с 28 ноября по 20 декабря 2017 года; со 2 декабря 2017 года по 9 января 2018 года; с 12 января по 26 февраля 2018 года; с 20 по 30 марта 2020 года; с 31 марта по 8 апреля 2020 года; с 10 по 14 апреля 2020 года; с 15 по 20 апреля 2020 года; 23 апреля 2020 года прибыл в ФКУ СИЗО-2 (с 23 апреля 2020 года числился за Вологодским районным судом Вологодской области).
По постановлению мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 33 от 14 мая 2020 года оставлен в ФКУ СИЗО-2 до рассмотрения уголовного дела по части 1 статьи 139 УК РФ.
По постановлению Вологодского районного суда Вологодской области от 2 июня 2020 года оставлен в ФКУ СИЗО-2 до рассмотрения уголовного дела по части 3 статьи 30, части 1 статьи 161 УК РФ. 13 августа 2020 года убыл в ИВС МО МВД России "Грязовецкий". 14 августа 2020 года прибыл в ФКУ СИЗО-2. 25 августа 2020 года убыл в ИВС МО МВД России "Грязовецкий". 27 августа 2020 года прибыл в ФКУ СИЗО-2. 23 ноября 2020 года убыл в ИВС МО МВД России "Грязовецкий". 24 ноября 2020 года прибыл в ФКУ СИЗО-2. 22 января 2021 года убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Кузнецов М.И, указывал на то, что в спорные периоды он содержался на общих условиях, в то время как должен был содержаться в камерах для сотрудников правоохранительных органов, поскольку являлся бывшим военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции установилотсутствие нарушения прав административного истца в связи с содержанием под стражей с общей массой спецконтингента в спорные периоды, исходя из того, что доводы Кузнецова М.И. об угрозе его жизни и здоровью не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Кузнецов М.И. проходил военную службу по призыву в войсковой части N "адрес", прибыв для дальнейшего прохождения военной службы из войсковой части N ("адрес") с 27 июля 2004 года.
С 19 ноября 2005 года уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации по окончанию срока военной службы.
За время прохождения военной службы в период с 1 мая 2004 года по 27 июля 2004 года принимал участие в контртеррористических операциях на территории республики Северная Осетия (Алания); в период с 27 июля 2004 года по 19 ноября 2005 года принимал участие в контртеррористических операциях на территории "адрес"
Административный истец Кузнецов М.И. является ветераном боевых действий (удостоверение РМ N от ДД.ММ.ГГГГ).
В личном деле административного истца имеются анкеты, опросные листы, которые заполнялись административным истцом при поступлении в ФКУ СИЗО-2 и в которых указано, что в период с 2003-2005 годы Кузнецов М.И. проходил службу в "адрес", в инженерных войсках.
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривалось, что Кузнецов М.И. являлся военнослужащим внутренних войск МВД России.
Прохождение военной службы согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (пункты 2 и 3 статьи 2) осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту); граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон N 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УИК РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей
Согласно статье 16 Закона N 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с пунктами 2-4 приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 17 Закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.
В силу статьи 33 Закона N 103-ФЗ лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации, содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, предусмотрено, что администрация ИВС принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России.
На основании пункта 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.
Таким образом, праву подозреваемого (обвиняемого), являющегося бывшим военнослужащим внутренних войск МВД России, корреспондирует обязанность администрации изолятора обеспечить его содержание отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. Реализация этого права не должна зависеть от волеизъявления подозреваемого (обвиняемого), нормы закона о раздельном содержании являются императивными.
При отсутствии в личном деле подозреваемого (обвиняемого) копий военного билета и иных документов, содержащих сведения о наличии у него специального статуса, данный вопрос подлежит выяснению путем получения объяснений в рамках опроса.
Проведение опроса является обязанностью сотрудников изолятора.
Согласно пункту 5 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу этого лица, а также с документами, удостоверяющими его личность (при наличии). Аналогичные положения изложены в пункте 5 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений.
Установив факт допущенного в отношении административного истца нарушения в части незаконного содержания в камерах следственного изолятора на общих основаниях, суд апелляционной инстанции сделал вывод о существенных отклонениях от установленных законом требований к условиям содержания в Кузнецова М.И. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что правовых оснований для отказа в административном иске по мотиву пропуска срока обращения в суд не имеется.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, правильность выводов суда они не опровергают, о незаконности судебного постановления не свидетельствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 мая 2023 года без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.