Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2022 года (N 2а-4481/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2023 года по административному исковому заявлению Чарина С.П. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чарин С.П. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республики Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании денежной компенсации 500000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, указав, что отбывал уголовное наказание в с февраля 2020 года по 6 мая 2022 года, при этом допускались нарушения условий отбывания наказания, что выразилось в нехватке личного пространства, отсутствии принудительной вентиляции в жилых секциях, горячего водоснабжения, плохое освещение, выключении холодного водоснабжения в ночное время, недостаточном количестве посадочных мест для просмотра телевизора, недостаточном количестве унитазов, писсуаров, раковин, отсутствии радиоточек, загромождении двухъярусными кроватями окон, отсутствии снегозадержателей, отсутствии лесенки на второй ярус кровати и ограничения от падений, маленькой площади прогулочного двора.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2023 года, административное исковое заявление Чарина С.П. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице ФСИН за счет казны Российской Федерации в пользу Чарина С.П. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 13000 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - отказано.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 июня 2023 года, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России просят судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Чарин С.П. отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 20 февраля 2020 года по 6 мая 2022 года.
Установив, что условия отбывания наказания Чарина С.П. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми не отвечали требованиям уголовно-исполнительного законодательства в части неисполнения обязанности обеспечить его горячей водой, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 13 000 рублей, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, СП "Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, п.8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца предъявляемым законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом первой инстанции компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 18 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.