15 сентября 2023 года г. Санкт-Петербург
Судья судебной коллегии по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции Зеленский А.М. рассмотрел в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Семиохина М. В. на решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 1 марта 2023 года по делу N2а-40/2023, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 11 мая 2023 года по административному иску Семиохина М. В. к Администрации Новосокольнического района Псковской области о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Семиохин М.В, содержащийся в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, обратился в Новосокольнический районный суд Псковской области с административным иском к Администрации Новосокольнического района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в совокупном нарушении административным ответчиком его прав на рассмотрение в установленном федеральным законом порядке коллективного обращения.
В обоснование заявленных требований указал, что в адрес Администрации Новосокольнического района Псковской области было направлено подписанное им коллективное обращение от 27 сентября 2022 года, на которое 9 ноября 2022 года поступил ответ, датированный 31 октября 2022 года, не содержащий ответы на поставленные в обращении вопросы в части трудоустройства в Администрации Новосокольнического района и на территории района, о среднем размере заработный платы в Администрации, по муниципальному образованию и в малом бизнесе, о постоянной и временной регистрации, муниципальных программах поддержки малого бизнеса, помощи в приобретении сельскохозяйственных животных. Полагает, что Администрацией района допущено бездействие, которым нарушены его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 24), Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (пункт 3 статьи 5, пункт 1 статьи 10), Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (пункт 1 статьи 8).
О времени и месте судебного заседания административный истец Семиохин М.В. был надлежащим образом извещен, при подаче административного искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству ему было разъяснено право заявить ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, а также представить свою позицию в письменном виде, об обеспечении своего участия указанным способом он не ходатайствовал, представителя для участия в судебном разбирательстве не направил.
Представитель административного ответчика Администрации Новосокольнического района Псковской области в судебное заседание также не явился при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, указав на несогласие с заявленными требованиями.
В связи неявкой лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, и (или) их представителей в соответствии с частью 7 статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Решением Новосокольнического районного суда Псковской области от 1 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 11 мая 2023 года в удовлетворении административного иска Семиохина М.В. к Администрации Новосокольнического района Псковской области о признании незаконным бездействия отказано.
В кассационной жалобе Семиохина М.В. ставится вопрос об отмене указанных судебных актов как вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункты 1 и 4 части 1).
Исходя из положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируется, в том числе Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту - Закон N 8-ФЗ)
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами или организациями, подведомственными государственным органам, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Приведенный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей, в том числе граждан, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и не распространяется на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан (подпункт 2 пункта 5 статьи 2 Закона N 8-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 октября 2022 года в Администрацию Новосокольнического района Псковской области на имя главы муниципального образования "Новосокольнический район" Псковской области поступило коллективное обращение, подписанное Кайдановым А.О. и Семиохиным М.В, датированное ими 26 сентября 2022 года.
В обращении ими указано на предстоящее освобождение из мест лишения свободы и поставлены вопросы о возможностях трудового и бытового устройства на территории Новосокольнического района, в том числе о возможности предоставления им Администрацией района жилья и работы в районе и в Администрации, а в этой связи также о размере заработной платы в Администрации и муниципальном образовании, о возможности выделения земельного участка и оказания помощи путем предоставления сельскохозяйственных животных или денежных средств на их приобретение по программам в соответствующей сфере.
Обращение зарегистрировано в Администрации района 5 октября 2022 года.
На данное обращение Администрацией Новосокольнического района был дан ответ от 31 октября 2022 года (исх. N03-01/107), направленный на имя Кайданова А.О. в адрес ФКУ ИК-ЗУФИН России по Рязанской области почтовым отправлением 3 ноября 2022 года согласно почтовому штемпелю на представленном Семиохиным М.В. при подаче административного иска конверте (л.д. 8).
В ответе указано, что для решения вопросов трудоустройства необходимы сведения об образовании и специальности заявителей, которые в обращении отсутствуют, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда в городе Новосокольники отсутствуют, предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта осуществляется без торгов, размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и зависит от многих критериев, Администрация района оказывает помощь фермерам с учетом положений статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", определяющей круг лиц, признаваемых сельскохозяйственными производителями, перечень в ответе приведен.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, оспариваемый ответ содержал надлежащие ответы по поставленным в обращении вопросам о возможностях трудового и бытового устройства лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, предоставления земельного участка и помощи в случае занятия сельским хозяйством, в контексте отсутствия конкретных сведений об этих лицах, включая дату освобождения.
При этом ответ был направлен адресату в установленные законом сроки.
Одновременно, данное коллективное обращение нельзя расценивать как запрос о деятельности органа местного самоуправления, поскольку в нем выяснялись возможности ресоциализации подателей обращения после отбытия наказания в Повосокольническом районе, поэтому на основании пункта 2 части 5 статьи 2 Закона N 8-ФЗ его действие на порядок рассмотрения данного обращения не распространяется.
Исходя из статьи 227 КАС РФ административный иск о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежит удовлетворению при условии, что они не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и установлен факт нарушения нрав, свобод и законных интересов административного истца.
При установленных по делу обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно согласился с решением районного суда о рассмотрении коллективного обращения административным ответчиком в соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ, и об отсутствии нарушения прав административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Законом N 59-ФЗ, Законом N 8-ФЗ.
Тем самым необходимых условий, вытекающих из положений указанной статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Мнение Семиохина М.В. о неполноте письменного ответа не является основанием для установления незаконного бездействия административного ответчика.
Допущенное судом первой инстанции указание на то, что административный истец не обосновал, как он видит восстановление своих нарушенных прав, действительно не соответствует положениям статьи 220 КАС РФ, которая не предусматривает обязанность административного истца помимо требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указывать, что конкретно должен совершить административный ответчик для восстановления его нарушенного права (пункт 10 части 2 статьи 220 КАС РФ). Вместе с тем, такое указание не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Также в резолютивной части решения верно разъяснен специальный срок обжалования, установленный статьей 294 КАС РФ для решений, принятых в порядке упрощенного производства.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 1 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 11 мая 2023 года по административному иску Семиохина М. В. к Администрации Новосокольнического района Псковской области о признании незаконным бездействия оставить без изменения, кассационную жалобу Семиохина М. В. - без удовлетворения.
Решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 1 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 11 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.