Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 марта 2023 г. по гражданскому делу N 2-497/2022 по иску Сарычева Ю.В. к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении государственной услуги, обязании предоставить государственную социальную помощь, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя ответчика - Дмитриева М.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сарычев Ю. В. обратился в суд с иском к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" (далее - ЛОГКУ "ЦСЗН") о признании незаконным распоряжения от 23 декабря 2021 года N 3571050/212 об отказе в назначении государственной услуги, обязании ответчика предоставить средства на приобретение жизненно важного препарата на период равный 12 месяцам согласно рекомендациям врачей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
Требования мотивированы тем, что истец в соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" 22 декабря 2021 г. подал в МФЦ г. Подпорожье заявление об оказании государственной услуги по назначению ГСП (государственной социальной помощи) на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Ленинградской области в виде единовременной денежной выплаты для приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов. Распоряжением от 23 декабря 2021 года N 3571050/2012 Сарычеву Ю.В. отказано в назначении государственной услуги по причине отсутствия у заявителя права на получение данной государственной услуги в связи с неисполнением условий предыдущего социального контракта. Сарычев Ю. В. полагает отказ в предоставлении мер социальной поддержки незаконным.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 ноября 2022 года Сарычеву Ю. В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 марта 2023 г. решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 ноября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение.
Исковые требования Сарычева Ю.В. к ЛОГКУ "ЦСЗН" о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении государственной услуги, обязании предоставить государственную социальную помощь на основании социального контракта, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Признано незаконным распоряжение от 23 декабря 2021 г. N 3571050/212 ЛОГКУ "ЦСЗН", филиал в Подпорожском районе об отказе Сарычеву Ю.В. в назначении государственной услуги.
На ЛОГКУ "ЦСЗН" возложена обязанность рассмотреть заявление Сарычева Ю.В. от 22 декабря 2021 г. о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Взыскана с ЛОГКУ "ЦСЗН" в пользу Сарычева Ю.В. компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении исковых требований к ЛОГКУ "ЦСЗН" в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ЛОГКУ "ЦСЗН" ставится вопрос об отмене постановленного судебного акта, поскольку, по мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика - Дмитриев М.А. доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального и материального права.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, 22 декабря 2021 г. Сарычев Ю. В. обратился в ЛОГКУ "ЦСЗН", филиал в Подпорожском районе с заявлением о предоставлении государственной услуги - назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в связи с применением дорогостоящих лекарственных препаратов с приложением паспорта, заключения медицинской организации, протокола консультативного заключения, заявления, согласия на обработку персональных данных.
Распоряжением ЛОГКУ "ЦСЗН", филиала в Подпорожском районе от 23 декабря 2021 г. N 3571050/212 Сарычеву Ю. В. отказано в назначении государственной ежемесячной социальной помощи на основании социального контракта по основанию отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
В примечании указанного распоряжения отражено, что причинами для отказа послужили:1) неисполнение заявителем условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации) от 29 июня 2020 г, который распоряжением от 30 ноября 2020 г. N 33593/202 расторгнут в одностороннем порядке в связи с нецелевым расходованием средств; в соответствии с подпунктом 2.2. постановления Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2018 г. N 117 неисполнение условий предыдущего социального контракта влечет отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта; 2) указанным постановлением по иным мероприятиям, направленным на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации предусмотрено по иным мероприятиям, направленным на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, единовременная денежная помощь не предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая Сарычеву Ю.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности распоряжения ЛОГКУ "ЦСЗН", филиала в Подпорожском районе от 23 декабря 2021 г. N 3571050/212 и об отсутствии у истца права на социальную помощь.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции нашла указанные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178- ФЗ) определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан: создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Статьей 2 Федерального закона N 178-ФЗ установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12.1 областного закона от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области" (далее - Социальный кодекс) государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета Ленинградской области предоставляется указанным в части первой статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам Российской Федераци, имеющим место жительства или место пребывания на территории Ленинградской области, в виде: единовременной денежной выплаты в случаях, определенных статьей 12.2 настоящего Кодекса; компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в соответствии со ст. 12.3 настоящего Кодекса; государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии со статьей 12.4 настоящего Кодекса; компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со статьей 2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 12.4 Социального кодекса государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в абзаце первом части 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса, в целях стимулирования их активных действий до преодолению трудной жизненной ситуации.
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьи 1.4 областного закона от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области" постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2018 года N 117 утверждено Положение об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Положение N 117).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.5.1. Положение N 117 в редакции от 6 декабря 2021 года (приложение N 1) государственная социальная помощь на основании социального контракта, заключаемого по формам согласно приложению 2 к настоящему Положению, предоставляется гражданам, в том числе, на иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (форма 4).
По мероприятию, указанному в подпункте 4 пункта 1.5.1 настоящего Положения, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде ежемесячного социального пособия 5 размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Ленинградской области на год осуществления такой выплаты (подпункт 4 пункта 1.5.2. Положения N 117).
В соответствии с абзацами 1, 5 пункта 2.9. Положения N 117 государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на одно из мероприятий, указанных в пункте 1.5.1 настоящего Положения, по выбору гражданина, но не более одного раза а год; государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте 4 пункта 1.5.1 настоящего Положения, предоставляется однократно.
Абзацем 2 пункта 2.2. Положения N 117 предусмотрено, что ЛОГКУ "ЦСЗН" принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта при оснований, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения, а такие з следующих случаях: неисполнение условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального конто акт а (далее - программа социальной адаптации).
Как следует из материалов дела, 11 июня 2020 г. Сарычев Ю.В. обращался в ЛОГКУ "ЦСЗН", филиал в Подпорожском районе с заявлением о предоставлении государственной услуги - государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячного социального пособия в связи с длительным нахождением в статусе безработного, поиском работы с января 2020 года.
Распоряжением ЛОГКУ "ЦСЗН", филиала в Подпорожском районе от 29 июня 2020 г. N 1812343/202 истцу была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде ежемесячных социальных пособий с 1 июля 2020 г. по 31 мая 2021 г. в размере 3352 руб.
Распоряжением ЛОГКУ "ЦСЗН", филиала в Подпорожском районе от 30 ноября 2020 г. N 33593/202 предоставление государственной услуги Сарычеву Ю. В. прекращено с 1 декабря 2020 г. в связи с неисполнением условий социального контракта.
22 декабря 2021 г, по истечении года после прекращения предоставления государственной услуги Сарычев Ю.В. обратился в государственное учреждение за предоставлением государственной социальной помощи не в связи с поиском работы, а на иные мероприятия - приобретение лекарственных препаратов.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу, что отказ ответчика в предоставлении истцу государственной социальной помощи на приобретение лекарственных препаратов по истечении года со дня прекращения предоставления государственной услуги по основанию, предусмотренному абзацем 2 пункта 2.2. Положения N 117 не согласуется с пунктом 2.9 указанного Положения о праве гражданина на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на одно из мероприятий, указанных в пункте 1.5.1 настоящего Положения, по выбору гражданина, но не более одного раза в год, поскольку из абзаца 2 пункта 2.2. Положения N 117 не усматривается, что гражданин в связи с неисполнением условий предыдущего социального контракта лишается права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на любые мероприятия, предусмотренные пунктом 1.5.1. Положения N 117, однако из системного толкования Положения следует, что отказ возможен только при последующем обращении гражданина за предоставлением государственной социальной помощи на мероприятия идентичные тем, по которым социальный контракт был расторгнут.
Также судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что отказ Сарычеву Ю.В. в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мотиву того, что в его заявлении от 22 декабря 2021 года ошибочно содержится просьба о единовременной денежной выплате, в то время как согласно подпункту 4 пункта 1.5.2. Положения N 117 по мероприятию, указанному в подпункте 4 пункта 1.5.1. Положения, предусмотрена выплата в виде ежемесячного социального пособия, является формальным, противоречит установленному Конституцией Российской Федерации праву каждого на социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований Сарычева Ю. В. к ЛОГКУ "ЦСЗН", признании незаконным распоряжения от 23 декабря 2021 г. N 3571050/212 ЛОГКУ "ЦСЗН", филиал в Подпорожском районе об отказе Сарычеву Ю.В. в назначении государственной услуги, возложении обязанности рассмотреть заявление Сарычева Ю.В. от 22 декабря 2021 г. о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения требований следует признать постановленными при не правильном применении норм права.
Согласно п. 1.7 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждённого постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2018 года N 117, основания для отказа в назначении государственной социальной помощи: отсутствие права на государственную социальную помощь; выявление в представленных гражданином документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем гражданину (членам его семьи) на праве собственности, или иной недостоверной информации, подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений (под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов); превышение среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) над величиной прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области.
На основании п. 2.2 названного Положения ЛОГКУ "ЦСЗН" принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта при наличии оснований, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения, а также в следующих случаях: неисполнение условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта); отсутствие трудной жизненной ситуации.
Из приведенных нормативных положений следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Ленинградской области нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде социального пособия на основании социального контракта. Указанная помощь предоставляется на основании решения органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи.
В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, не зависящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
В случае же наличия оснований, предусмотренных Положением N 117, для отказа заявителю в предоставлении социальной помощи уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о таком отказе в ее предоставлении с указанием причины отказа.
Поскольку неисполнение условий предыдущего социального контракта является основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной помощи на основании социального контракта, то распоряжением от 23.12.2021 г. N 3571050/212 Сарычеву Ю.В. отказано в назначении меры социальной поддержки.
Согласно Положению N 117, не усматривается возможность получения гражданином государственной социальной помощи в виде государственного социального контракта в случае неисполнения условий предыдущего социального контракта.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не учтены положения приведенных выше норм регионального законодательства в системной взаимосвязи, допускающие отказ в предоставлении названной меры социальной поддержки в случае неисполнения условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта).
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Также в силу положений ст. 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьи 2 названного кодекса.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, они повлияли на исход дела, в связи с чем судебный акт нельзя признать законным, он подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 марта 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.