Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 6 июля 2023 года кассационную жалобу администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара на решение Куйбышевского районного суда города Самара от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 июня 2023 года по административному делу N 2а-410/2022 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Самарской области к администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара о понуждении к исполнению предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 9 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара по доверенности Казаковой Ю.Ю, представителя заинтересованного лица Руднева И.В. по доверенности Шалаевой К.С. в поддержку кассационной жалобы, возражения представителя Государственной жилищной инспекции по Самарской области по доверенности Уваровой Г.В. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственная жилищная инспекция Самарской области (далее также - административный истец, инспекция, ГЖИ Самарской области) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара (далее - административный ответчик, администрация).
В обоснование административного искового заявления указано, что инспекцией проведена плановая проверка, которой выявлено, что при принятии решений о переводе жилых помещений в нежилые, согласовании переустройства и перепланировки администрацией не учтено отсутствие в представленных документах протоколов, подтверждающих согласие на перевод, переустройство и перепланировку всех собственников помещений многоквартирного дома. Инспекцией такие нарушения выявлены при переводе жилых помещений в нежилые по адресам: "адрес", "адрес"
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещений кв. N "адрес" подтверждается соответствующими актами приемочной комиссии.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 9 марта 2021 года N СКр-93387, а также выдано предписание от 9 марта 2021 года N СКр-93387 (далее - предписание) об устранении в срок до 2 июля 2021 года нарушений части 3 статьи 36, части 2 статьи 40, части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако требования предписания не исполнены.
Административный истец с учетом произведенных уточнений требований, просил суд: обязать администрацию Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара в 60-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить требования предписания от 9 марта 2021 года N СКр-93387.
Решением Куйбышевского районного суда города Самары от 15 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 июня 2023 года, на администрацию Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара возложена обязанность в 60-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить требования предписания от 9 марта 2021 года N СКр-93387 (за исключением квартиры N "адрес" дома N "адрес").
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация, выражая несогласие с постановленными судебными актами, просит об их отмене ввиду несоответствия выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения ими норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы приведены доводы о правомерности принятых администрацией в отсутствие согласия всех собственников помещений решений о переводе жилых помещений в нежилые, переустройстве и перепланировке помещений многоквартирного дома ввиду наличия заключений специализированных аккредитованных организаций, согласно которым уменьшение общего имущества в многоквартирном доме не последует.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9-11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из материалов административного дела следует, что на основании обращения Калиевой Н.А. о незаконности перевода жилых помещений в нежилые, заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области издано распоряжение от 8 февраля 2021 года N СКр-93387.
Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведена плановая проверка, которой выявлено, что при принятии решений о переводе жилых помещений в нежилые, согласовании переустройства и перепланировки помещений администрацией Куйбышевского внутригородского района города Самара не учтено отсутствие в представленных документах протоколов, подтверждающих согласие всех собственников помещений многоквартирного дома. Инспекцией такие нарушения выявлены при переводе жилых помещений в жилые по адресам: "адрес", "адрес", "адрес"
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещений кв. N "адрес" тракту подтверждается соответствующими актами приемочной комиссии.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 9 марта 2021 года N СКр-93387, а также выдано предписание от 9 марта 2021 года N СКр-93387 об устранении в срок до 2 июля 2021 года нарушений части 3 статьи 36, части 2 статьи 40, части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 8-13).
Администрация Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 9 марта 2021 года N СКр-93387.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2022 года решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2021 года отменено, по делу принят новый судебный акт, которым признано недействительным предписание ГЖИ Самарской области от 9 марта 2021 года N СКр-93387 в части обязания администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара принять меры по устранению нарушений порядка осуществления перевода жилого помещения в нежилое по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". На инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара в указанной части.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2022 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2022 года оставлено без изменения, а жалоба администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самары без удовлетворения (том 1 л.д. 14-22).
Таким образом, законность предписания инспекции с учетом изменений, внесенных постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2022 года, подтверждена вступившим в законную силу решением суда и не нуждается в повторной проверке.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 16).
Как следует из пункта 1 части 17 упомянутой статьи, предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 данной статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) (часть 8).
Согласно части 2 статьи 40 названного кодекса, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме (пункты 1, 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопреки позиции подателя жалобы, административный ответчик законные требования предписания инспекции в установленные сроки не исполнил, в связи с чем судами правомерно удовлетворено требование административного истца о возложении обязанности по исполнению предписания, за исключением указаний о нарушениях в отношении "адрес" по Пугачевскому тракту.
Доводы кассационной жалобы о законности принятых администрацией в отсутствие согласия всех собственников помещений решений о переводе жилых помещений в нежилые, переустройстве и перепланировке помещений многоквартирного дома ввиду наличия заключений специализированных аккредитованных организаций, согласно которым уменьшение общего имущества в многоквартирном доме не последует, сводятся к несогласию с предписанием, законность и обоснованность которого уже проверена судом и не может быть оспорена повторно, в связи с чем соответствующие доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как не имеющие прямого отношения к предмету административного спора.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда города Самара от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Куйбышевского районного суда города Самары от 15 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 июня 2023 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 24 августа 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.