Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 6 июля 2023 года кассационную жалобу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 30 мая 2023 года по административному делу N2а-566/2023 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области к старшему помощнику Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Букину Е.Г, прокуратуре Ульяновской области о признании незаконным постановления, возложении обязанности отменить постановление.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в городе Самаре, городеСаратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Головко Г.Г. от 20 декабря 2022 года осужденный Ванян А.А. водворен в штрафной изолятор сроком на 7 суток без вывода на работу за нарушение пункта 10.4 главы 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110 (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), а именно: 16 декабря 2022 года в 7 час. 30 мин. отсутствовал на завтраке в столовой учреждения, находился в спальном расположении отряда N 6, от дачи письменных объяснений по факту допущенного нарушения установленного порядка отбывания наказания отказался, нарушив пункт 10.4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Постановлением старшего помощника Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области советника юстиции Букина Е.Г. от 25 декабря 2022 года постановление врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Головко Г.Г. отменено и предписано немедленно освободить осужденного из штрафного изолятора.
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным названного постановления от 25 декабря 2022 года, указывая, что примененное к Ваняну А.А. взыскание соответствует тяжести нарушения, с учетом его личности и предыдущего поведения, необоснованная отмена прокурором наложенного в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации дисциплинарного взыскания ослабляет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), который является одним из основных средств исправления осужденных.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 9 февраля 2023года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 30 мая 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 19 июля 2023 года, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области просит отменить судебные акты по мотивам незаконности и необоснованности.
Автор жалобы указывает, что примененное к Ваняну А.А. взыскание соответствует тяжести совершенного нарушения с учетом его личности и предыдущего поведения.
Отмечает, что судами оставлен без внимания довод административного истца о том, что учреждением не была нарушена часть 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая запрет за одно нарушение налагать несколько взысканий, поскольку постановлением о водворении осужденного Ваняна А.А. в штрафной изолятор предусмотрено одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно: за нарушение пункта 10.2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, за которое и наложено взыскание. Констатация в постановлении факта отказа осужденного от дачи письменных объяснений как отдельного нарушения в соответствии с пунктом 10.4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений без конкретизации времени и места его совершения не могла послужить основанием к отмене установленного факта нарушения, так как указание на данное нарушение являлось сопутствующим, за которое дисциплинарное наказание не применялось.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 3 августа 2023года.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно статье 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
На основании статьи 27 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 33 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (статья 34 Закона о прокуратуре).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, до вынесения оспариваемого постановления прокурором истребованы: акт от 16 декабря 2022 года N 4210, составленный сотрудниками ИК-9 Яниным Н.И, Ылимовым П.С, Жариковым С.Ю.; рапорт Жарикова С.Ю. от 16 декабря 2022 года, согласно которому 16 декабря 2022года в 7 часов 30 минут Ванян А.А. отсутствовал на завтраке в столовой учреждения, находился в расположении отряда N 6.
Пунктом 10.2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений регламентировано, что осужденные к лишению свободы обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.
Основанием, послужившим для отмены постановления от 20 декабря 2022 года, послужило то, что в исследованных прокурором материалах отсутствовала информация о нарушении Ваняном А.А. распорядка дня ИК-9, распорядок дня, свидетельствующий о том, что в 7 часов 30 минут в исправительном учреждении проводился завтрак, не приложен.
Также указано, что при составлении акта от 19 декабря 2022 года начальниками отряда отдела по воспитательной работе с осужденными Чугуновым А.П, Нуртдиновым А.И. и Вагаповым Р.Р, согласно которому Ванян А.А. отказался от дачи объяснений по факту допущенного им нарушения установленного порядка отбывания наказания, уже исполнены требования части 1 статьи 117 УИК РФ. Констатации данного факта (отказ осужденного от объяснения) как отдельного нарушения установленного порядка отбывания наказания с указанием всех обстоятельств совершения нарушения, в том числе о времени и месте, а также инициирования проведения в установленном частью 1 статьи 117 УИК РФ порядке проверки по нарушению (отказ от объяснения) не последовало.
В связи с изложенным прокурор пришёл к выводу о том, что наложение администрацией исправительного учреждения взыскания в одном постановлении за оба нарушения без конкретизации всех обстоятельств не основано на законе.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об обоснованности вынесенного прокурором постановления от 25 декабря 2022 года, в связи с чем в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области отказал.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (статья 8 УИК РФ).
В силу части 2 статьи 12 УИК РФ меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Частью 3 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В силу части 1 статьи 119 УИК РФ правом применения перечисленных в статье 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Частью 1 статьи 117 УИК РФ регламентировано, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение.
По смыслу указанных правовых норм применяемое к осужденному взыскание должно быть обосновано строгим исполнением сотрудниками исправительного учреждения требований закона при его фиксации в целях недопущения неоднозначного толкования оснований привлечения к ответственности.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суды пришли к верным выводам о наличии оснований для принятия мер прокурорского реагирования по постановлению врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Головко Г.Г. от 20 декабря 2022 года в связи с допущенными нарушениями требований закона.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения постановленных судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 30 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.