Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 июля 2023 года кассационную жалобу Гукова П.А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 марта 2023 года по административному делу N 2а-321/2023 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении Гукова Павла Андреевича.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Гукова П.А.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 марта 2023 года, установлен административный надзор в отношении Гукова П.А. сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Цивильского районного суда Чувашской Республики от 5 августа 2019 года, с установлением следующих административных ограничений:
- обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 до 6 часов следующего дня, за исключением трудовой деятельности.
Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 25 июля 2023 года, Гуков П.А. просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права. Автор жалобы, не оспаривая наличие оснований для установления административного надзора, со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 5, часть 6 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"), считает, что при установлении административного надзора судам следовало включить срок, истекший после назначения административного надзора решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2018 года с 17 июня 2018 года, и отбытый Гуковым П.А.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31 июля 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2018 года в отношении Гукова П.А. установлен административный надзор на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 6 октября 2015 года, установлено административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В период нахождения под административным надзором Гуковым П.А. были совершены преступления, предусмотренные частью 1 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158, частью 1 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158, частью 3 статьи 30, пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), за которые он был осужден приговором Цивильского районного суда Чувашской Республики от 5 августа 2019 года, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет со штрафом в размере 30 000 руб, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Обстоятельством, отягчающим наказание Гукова П.А. суд признал рецидив преступлений (л.д. 10 - 24).
Преступление, предусмотренное пунктом "а" части 3 статьи 158 УК РФ, согласно статье 15 УК РФ, является тяжким преступлением, срок погашения судимости за которое в силу пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ составляет восемь лет после отбытия наказания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике от 16 июня 2021 года Гуков П.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 29).
Разрешая административный иск, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии нескольких оснований для установления в отношении Гукова П.А. административного надзора:
- на основании пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", за совершение в период нахождения под административным надзором, установленным решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2018 года, преступлений, за которые Гуков П.А. был осужден приговором Цивильского районного суда Чувашской Республики от 5 августа 2019 года к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания. Административный надзор в данном случае может быть назначен на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 того же закона), то есть в данном случае на срок 8 лет;
- на основании пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", за совершение преступлений при рецидиве преступлений с учетом признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике от 16 июня 2021 года. Административный надзор в данном случае может быть установлен судом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 того же закона на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Далее, применив разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришёл к выводу о необходимости установления административного надзора по основанию, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды предыдущих инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, в том числе доводам и фактам, указанным административным истцом, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Действительно, в силу пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" течение срока административного надзора приостанавливается в случае заключения поднадзорного лица под стражу.
Частью 6 статьи 5 того же закона предусмотрено, что после устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", осуждение поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона, к лишению свободы за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и направление его к месту отбывания наказания приостанавливают течение срока административного надзора. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается (часть 6 статьи 5 Закона). Вместе с тем, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица было прекращено и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора, административный надзор прекращается (пункт 4 части 5, часть 7 статьи 5, пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Таким образом, оснований для включения срока, истекшего после назначения административного надзора решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2018 года с 17 июня 2018 года и отбытого Гуковым П.А, вопреки доводам кассационной жалобы, не имеется, ранее назначенный административный надзор прекращен, административный надзор назначен не в связи с возобновлением ранее назначенного административного надзора, а в связи с наличием новых оснований.
По данному административному делу правовых условий, позволяющих принять иное решение, судами не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным, обоснованным и констатирует, что суды пришли к верным выводам, правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, их позиция не противоречит нормам законов, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гукова П.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.