Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника ФИО2 ФИО1 ФИО3 на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан от 17 сентября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан от 17 сентября 2020 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Не согласившись с постановлением мирового судьи от 17 сентября 2020 года, ФИО2 обратился с жалобой в Хунзахский районный суд Республики Дагестан.
Определением судьи названного районного суда от 26 октября 2020 года жалоба ФИО2 возвращена заявителю.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2 ФИО1 ФИО3 просит об отмене постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан от 17 сентября 2020 года, вынесенного по настоящему делу об административном правонарушении, считая его незаконным.
Истребованное для проверки судом кассационной инстанции дело об административном правонарушении поступило без CD-диска с видеозаписями применения мер обеспечения производства по делу, о чем в адрес мирового судьи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан был направлен акт об отсутствии (повреждении) документов или других вложений.
ДД.ММ.ГГГГ от мирового судьи поступил диск с видеозаписью процессуальных действий по настоящему делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2020 года и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по "адрес" в отношении ФИО2 составлен протокол "адрес" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно названному протоколу ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 50 минут на автодороге в "адрес" Республики Дагестан водитель ФИО2 в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Рассматривая дело об административном правонарушении, исполняющий обязанности мирового судьи в постановлении от 17 сентября 2020 года пришел к выводу о виновности ФИО2 в совершении вменяемого правонарушения.
Вынесенное исполняющим обязанности мирового судьеи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан от 17 сентября 2020 года законным признать нельзя в силу следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" об административном правонарушении, вмененное ФИО2 правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 50 минут на автодороге "данные изъяты" (л.д. 3). Названный протокол об административном правонарушении имеет исправления в части указания времени совершения ФИО2 правонарушения.
Протокол "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения содержит указание о том, что ФИО2 направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения ДД.ММ.ГГГГ в 01 час 18 минут.
Из содержания акта N от ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования следует, что ФИО2 отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в медицинском учреждении ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 50 минут (л.д. 7).
Вместе с тем рассматривая дело, исполняющий обязанности мирового судьи в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу, что вмененное ФИО2 правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 40 минут в "адрес".
В основу вывода о виновности ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения исполняющим обязанности мирового судьи положены письменные материалы дела.
Вместе с тем в ходе производства по делу инспектор, составивший процессуальные документы по делу не допрашивался, место совершения ФИО2 правонарушения не выяснялось, время его совершения не уточнялось, на каком основании мировой судья пришел к выводу, что правонарушение имело место в 02 часа 40 минут в "адрес", по материалам дела установить не представляется возможным.
Таким образом, в ходе производства по делу исполняющим обязанности мирового судьи место и время совершения ФИО2 вменяемого правонарушения должным образом не установлено.
Кроме того, согласно части 2 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В силу требований части 1 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
В соответствии с частью 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
На основании части 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Как усматривается из материалов дела, 29 июля 2020 года должностным лицом ГИБДД в отношении ФИО2 применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, от чего он отказался, и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно соответствующим протоколам при совершении данных действий не было обеспечено участие понятых, велась видеозапись (л.д.4, 6).
В настоящей жалобе на постановление мирового судьи ФИО2 заявляет, что пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения ему не предлагалось, от его прохождения, как и от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения не отказывался.
Вместе с тем представленная мировым судьей видеозапись не позволяет должным образом проверить данные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, поскольку диалог между участниками на ней ведется не на русском языке.
Следовательно, в нарушение части 2 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалах дела не имеется видеозаписи отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и суду не представлено.
При таких обстоятельствах протокол об отстранении от управления транспортным средством, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокол о направлении на медицинское освидетельствование следует признать недопустимыми доказательствами по делу, как полученные с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был, требования названного Кодекса при возбуждении в отношении ФИО2 данного дела об административном правонарушении нарушены.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан от 17 сентября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника ФИО2 ФИО1 ФИО3 удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N89 Хунзахского района Республики Дагестан от 17 сентября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции
Справка:
Мировой судья Каримулаев Ш.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.