Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции ФИО10, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу с дополнением к ней защитника ФИО2 ФИО1 ФИО4 на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 февраля 2023 года, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 Э.А. просит об отмене судебных актов, принятых в отношении ФИО2 по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, дополнений к ней, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", далее - Закон об обороне).
Пунктом 2.1 указанной статьи определено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и названным Законом для решения задач, перечисленных в данной норме, в числе которых: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации (подпункт 1); отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой (подпункт 2); защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них (подпункт 3).
В пункте "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации закреплено, что к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 10.1 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 названного Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
24 февраля 2022 года на основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должностным лицом ОВД ЦПЭ МВД по Республике Северная Осетия-Алания выявлено, что 21 сентября 2022 года в 10 часов 51 минуту, в мессенджере "Telegram", на канале под названием "Вызов Времени - ВВ", администрируемом ФИО2 и доступном неопределенному кругу лиц, размещен видеоролик под названием "Обращение президента Украины Зеленского к россиянам", дискредитирующий использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан.
Эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2022 года (л.д. 33), рапортами должностных лиц ЦПЭ МВД по РСО-Алания(л.д. 6, 35), актом осмотра интернет-ресурса от 21 сентября 2022 года, где по сетевому адресу http://t.me/vizovvremeni на странице "Телеграмм" под названием "Вызов Времени-ВВ" установлено размещение указанного в протоколе информационного поста, также на данной странице размещены материалы, содержащие личные фотографии и видеоролики из личной жизни ФИО2 (л.д. 14-22), фотоматериалами (л.д. 7-13); письменными объяснениями представителей общественности, присутствовавших при проведении оперативно-розыскного мероприятия ФИО6, ФИО7 (л.д. 23-26) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Содержание видеоролика, размещенного в открытом доступе в мессенджере "Telegram", на странице "Вызов времени - ВВ", администрируемой ФИО2, направлено на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на искажение целей и задач специальной военной операции.
Это объективно установлено судебными инстанциями в ходе производства по делу на основании совокупности перечисленных выше доказательств, которые получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми, достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения и достаточными для разрешения дела по существу.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ФИО2, не содержащие уголовно наказуемого деяния, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
То обстоятельство, что на судебном заседании 15 декабря 2022 года судьей районного суда отклонено ходатайство ФИО2 об отложении судебного заседания в связи с неявкой его защитника, в данном случае не повлекло нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела принято судьей районного суда по результатам его разрешения и обсуждения в рамках судебного разбирательства, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, и является обоснованным.
Право ФИО2 на защиту реализовано, при рассмотрении дела и жалобы на постановление о назначении административного принимал участие ФИО2, который заявлял ходатайства, давал объяснения относительно обстоятельств правонарушения, участвовал в исследовании доказательств, пользовался иными процессуальными правами.
Защитник ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела и жалобы на постановление также надлежащим образом уведомлен.
Нарушений требований статьи 24.4 названного Кодекса, которые могли бы повлечь отмену принятых по делу актов, не допущено.
Довод жалобы о нарушении при рассмотрении дела правил территориальной подсудности рассмотрен нижестоящими судебными инстанциями и был правомерно отвергнут, с приведением соответствующих мотивов. Судебными инстанциями верно установлено, что данное правонарушение совершено с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и рассматривается по месту выявления административного правонарушения, относящемуся к юрисдикции Промышленного районного суда г. Владикавказа.
Указание заявителя о неизвещении потерпевшего в ходе рассмотрения дела на законность вынесенных судебных актов не влияет.
Доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства по делу акта оперативно-розыскного мероприятия "исследование предметов и документов" не влекут сомнений в виновности ФИО2 в совершении вменяемого правонарушения. Указанное оперативно-розыскное мероприятие проведено в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" уполномоченным должностным лицом, содержание составленного по результатам его проведения акта подтверждает, что содержание видеоролика, размещенного в мессенджере "Telegram", на странице "Вызов времени - ВВ", администрируемой ФИО2, дискредитируют использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан. То обстоятельство, что программное обеспечение, с помощью которого составлен акт, не состоит на балансе МВД по Республике Северная Осетия-Алания, не является основанием для исключения его из числа доказательств по делу.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений требований статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену постановления судьи районного суда о назначении административного наказания и решения вышестоящей судебной инстанции, не допущено.
Постановление отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, которые в силу названной нормы должны быть в нем отражены, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.3.3 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 февраля 2023 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу с дополнениями к ней защитника ФИО2 ФИО1 ФИО4 - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Кцоева А.А.
судья ВС РСО-Алания Кадзаев К.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.