Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 г. по административному делу N 3а-96/2023 по административному исковому заявлению Григорян С. А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Антоняна А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорян С.А. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности: нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере "данные изъяты" руб, нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 12, 3 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований указала, что кадастровая стоимость названных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N-KS/2022, выполненном ООО "Капитал Инвест", что нарушает ее права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 г, кадастровая стоимость указанных объектов установлена соответственно в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб, с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Аргумент" судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы по указанному административному делу в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 31 июля 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 августа 2023 г, государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" просит изменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права, указывая на неправильное привлечение учреждения в качестве административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Антоняна А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Григорян С.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося по адресу: "адрес" и нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося по адресу: "адрес".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 по состоянию на 1 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб, нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований административным истцом представлен отчет об оценке от 21 декабря 2022 г. N 248-KS/2022, выполненный ООО "Капитал Инвест", в соответствии с которым рыночная стоимость указанных объектов установлена в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
С целью определения действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости определением "данные изъяты" судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Юридическое агентство "Аргумент".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 21 марта 2023 г. N 10-Э/02/2023 рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составила соответственно "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обоснованно установили кадастровую стоимость находящихся в собственности административного истца объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ООО "Юридическое агентство "Аргумент" от 21 марта 2023 г. N 10-Э/02/2023.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему данные отношения, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, результаты которой отражены в содержании судебных актов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах изложенные в жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.