Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исмаила Ахмед М. Г. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 февраля 2023 г. по административному делу N 2а-3809/2022 по административному исковому заявлению Исмаила Ахмед М. Г. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю, Управлению Министерства внутренних дел по городу Ставрополю о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, представителя административного истца адвоката Бягуровой В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю Петина Ю.Н, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исмаил А.М.Г. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю (далее также - ГУ МВД России по Ставропольскому краю), Управлению Министерства внутренних дел по городу Ставрополю (далее также - УМВД России по Ставропольскому краю) о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что 23 ноября 2019 г. он въехал на территорию Российской Федерации по паспорту гражданина Арабской Республики Египет "данные изъяты", выданному 3 августа 2018 г, сроком действия до 2 июля 2025 г. В период с 10 февраля 2022 г. по 2 мая 2022 г. он состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресу: "адрес" Решением ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 августа 2022 г. ему неразрешен въезд в Российскую Федерацию, 10 августа 2022 г. решением сокращен срок временного пребывания, решением от 15 августа 2022 г. N 19 о депортации. 16 августа 2022 г. ему отказано в выдаче разрешения на временное проживание и принято решение о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан. Считает оспариваемые решения незаконными, принятыми с нарушением порядка принятия, без учета его семейного положения.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 февраля 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 2 августа 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10 августа 2023 г, Исмаил А.М.Г. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что сведения, которые послужили основаниями для принятия решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, не соответствуют действительности, административные правонарушения, совершенные им не входят в перечень статей, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, выражает несогласие с выводом судов о том, что он в течение одного года дважды не привлекался к административной ответственности, полагает решения приняты по формальным основаниям, без учета фактических обстоятельств дела и его семейного положения.
Относительно доводов жалобы ГУ МВД России по Ставропольскому краю поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, представителя административного истца адвоката Бягуровой В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю Петина Ю.Н, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (пункт 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
На основании пункта 1.2 статьи 7 названного Федерального закона помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.
Вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, в том числе иностранных граждан, урегулированы Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в котором законодатель в развитие приведенных конституционных положений в рамках предоставленной ему дискреции определилслучаи, когда иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию не разрешен.
Так, в подпункте 11 части 1 статьи 27 названного закона указано, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, гражданин Арабской Республики Египет Исмаил А.М.Г. находится в Российской Федерации с 2019 г, обучался в ФГБОУВО "Ставропольский государственный аграрный университет". 1 декабря 2021 г. между Исмаилом А.М.Г. и гражданкой Российской Федерации Малокусовой Д.С. заключен брак. По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ между Требух М.Е. передал в аренду Исмаилу А.М.Г. квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Решением начальника ОКОТДИТ отдела миграционного контроля Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 августа 2022 г. гражданину Арабской Республики Египет Исмаилу А.М.Г, не разрешен въезд в Российскую Федерацию сроком на 5 лет до 8 ноября 2026 г, основанием для принятия такого решения послужило неоднократное привлечение Исмаила А.М.Г. в период пребывания на территории Российской Федерации к административной ответственности.
10 августа 2022 г. решением инспектора отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Ставрополю сокращен срок временного пребывания Исмаила А.М.Г, о чем административному истцу в тот же день вручено уведомление.
Решением инспектора отделения противодействия незаконной миграции г. Пятигорск отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 15 августа 2022 г. Исмаил А.М.Г. депортирован за пределы Российской Федерации.
Инспектором отделения противодействия незаконной миграции г. Пятигорска отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю 16 августа 2022 г. принято решение о помещении административного истца в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю на 48 часов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, признав оспариваемые административным истцом решения законными и обоснованными, не нарушающими прав и законных интересов административного истца, при этом суды приняли во внимание то, что административный истец привлекался к ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации, а также за совершение административных правонарушений, которые непосредственно связаны с деятельностью источника повышенной опасности (постановлением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26 августа 2021 г. по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ за нахождении на территории Российской Федерации с нарушением правил режима пребывания, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания 14 марта 2021 г.; постановлением должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю от 27 октября 2021 г. N по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ за транспортным средством с заведомо отсутствующим полисом ОСАГО; постановлением должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю от 27 октября 2021 г. N по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Указанные обстоятельства суды признали свидетельствующими о пренебрежении административного истца правилами безопасности дорожного движения, посягающими на общественную безопасность, а также как нежелание иностранного гражданина соблюдать требования законодательства страны пребывания.
С учетом изложенного принятые меры сочли адекватными мерами государственного реагирования на допущенные административным истцом нарушения законодательства Российской Федерации.
Также суды указали, что реализация миграционным органом своих полномочий при разрешении вопроса в отношении административного истца соответствует охраняемым законом целям, поскольку была обусловлена его систематическим противоправным поведением, применение к нему оспариваемого ограничения оправдано, в полной мере соответствует миграционному законодательству, направлено на защиту общественного порядка и является пропорциональной, исходя из его временного характера; административный истец изъявив желание проживать на территории Российской Федерации, добровольно принял на себя предусмотренные законом обязательства иностранного гражданина, вместе с тем, очевидно игнорировал их, нарушая законы Российской Федерации, допуская совершение умышленных административных правонарушений, следовательно, относился не только к своим обязанностям, но и к установленным публичным правоотношениям, пренебрежительно, явно игнорируя их.
Отклоняя доводы административного истца, установив вышеприведенные обстоятельства, правильно отметили, что само по себе нахождение в браке с гражданкой Российской Федерации и обучение в учебном учреждении г. Ставрополя не влечет в безусловном порядке признание принудительных мер в сфере миграционной политики, принятых в отношении административного истца, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку такие меры направлены на защиту интересов государства через принятие соответствующих мер органами государственной власти в отношении лица, пребывающего в Российской Федерации и длительное время нарушающего законодательство этого государства.
При таком положении вопреки доводам жалобы суды правильно установили, что в данном случае отсутствуют законные основания для вывода о несоразмерности и неоправданном вмешательстве государства в личную и семейную жизнь административного истца.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Вышеприведенные доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Исмаила Ахмед М. Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.