Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бакаевой С. Г. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 июня 2023 г. по административному делу N 2а-146/2023 по административному исковому заявлению Бакаевой С. Г. к мэрии муниципального образования г. Черкесская Карачаево-Черкесской Республики о признании решения от 28 июня 2022 г. N 1494 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя мэрии муниципального образования г. Черкесская Карачаево-Черкесской Республики Казаковой Л.А, представителя Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска Баловой З.Б, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бакаева С.Г. обратилась в суд с административным иском к мэрии муниципального образования "адрес"-Черкесской Республики (далее также - мэрия) о признании решения от 28 июня 2022 г. N 1494 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенные по адресу: "адрес" 13 апреля 2022 г..она обратилась в мэрию с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, приложив к нему необходимые документы. Письмом от 28 июня 2022 г..N 1494 мэрия муниципального образования г..Черкесска в предоставлении муниципальной услуги отказала, со ссылкой на невозможность соблюдения планировочных и нормативных требований при строительстве объекта, установленных в территориальной зоне Ж-4 (Зона смешанной застройки) Правилами землепользования и застройки "адрес", утвержденными решением Думы муниципального образования города Черкесска КЧР от 25 марта 2010 г..N 32.
Считает отказ незаконным, поскольку не содержит конкретную норму закона, препятствующую переводу жилого помещения в нежилое, создает ей препятствия к осуществлению предоставленных жилищным и гражданским законодательством прав на перевод помещения из жилого фонда в нежилое и последующее использование помещения в качестве нежилого. С учетом уточнений требований, просила признать незаконным и отменить решение мэрии муниципального образования г..Черкесска от 28 июня 2022 г..N 1494 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства"; обязать мэрию выдать разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "адрес" а именно реконструкцию жилого дома под административное здание и о переводе земельного участка под деловое управление; обязать мэрию муниципального образования г..Черкесска вынести решение о переводе жилого помещения жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенном по адресу: "адрес" в нежилое помещение.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 июня 2023 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 3 августа 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 августа 2023 г, Бакаева С.Г. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что ее заявление рассмотрено в части предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка и не рассмотрено в части выдачи разрешения на реконструкцию жилого дома под административное здание, выбранный ею вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий ей земельный участок.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя мэрии муниципального образования г. Черкесская Карачаево-Черкесской Республики Казаковой Л.А, представителя Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска Баловой З.Б, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2018 г. между Зименко Н.В. (продавец) и Бакаевой С.Г. (покупатель) заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, договор купли-продажи и право собственности покупателя зарегистрированы в установленном законом порядке 26 марта 2018 г.
Из содержания данного договора Бакаева С.Г. приобрела жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" литер "данные изъяты" кв.м, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под жилую застройку индивидуальную, находящиеся по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, "адрес".
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июня 2021 г. вышеуказанный жилой дом имеет площадь "данные изъяты" кв.м, количество этажей "данные изъяты", в том числе подземных 1, год строительства 2019, согласно данным госреестра право собственности Бакаевой С.Г. на данный объект зарегистрировано 21 июня 2021 г, в качестве документа-основания указан технический план объекта незавершенного строительства от 3 июля 2020 г.
13 апреля 2022 г. представителем Бакаевой С.Е. Дубковой А.Г, действующей на основании по доверенности от 16 марта 2018 г. в мэрию муниципального образования города Черкесска подано заявление о проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "адрес"
По результатам рассмотрения обращения Бакаевой С.Е. мэрией муниципального образования г. Черкесска 28 июня 2022 г. дан ответ N 1494, которым в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" отказано по тем основаниям, что согласно Правилам землепользования и застройки города Черкесска, утвержденным решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2010 г. N 32 (ред. 27 февраля 2022 г.) невозможно соблюдение планировочных и нормативных требований при строительстве объекта, установленных в территориальной зоне Ж- 4 (Зона смешанной застройки).
Разрешая спор, суды первой, апелляционной инстанций, проанализировав положения норм, закрепленных в Земельном кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, регулирующих данные правоотношения, признали оспариваемые действия мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики законными и обоснованными, указав, что Бакаева С.Г. с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также о переводе жилого помещения в нежилое, регламентированное положениями статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, в установленном порядке не обращалась, доказательств, подтверждающих обратное ею при разбирательстве дела не представлено, при этом отказ мэрии основан на результатах публичных слушаний с учетом мнения пользователей смежных земельных участков, а также с учетом Правил землепользования и застройки города Черкесска необходимости обустройства определенного количества машино-мест.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций правомерными, они подтверждены собранными по административному делу доказательствами, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса.
Согласно названной статье заявление лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляется в уполномоченный орган; проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса).
С учетом указанных в части 8 названной статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как установили суды, по заявлению Бакаевой С.Г. 30 мая 2022 г. проведены публичные слушания, в ходе которых Бакаева С.Г. пояснила, что планирует реконструкцию жилого дома под административное, в связи с чем просит изменить вид разрешенного использования земельного участка под деловое управление, т.к. в здании будет размещаться офис по работе с детьми, относительно парковочных мест пояснила, что посетителями здания будут только дети, которые добираются без транспорта.
Из протокола проведенных слушаний усматривается, что смежные землепользователи не согласны с этим, поскольку здание строилось без отступов в 3 метра, "адрес" переполнена транспортом, рядом с участком заявителя помимо музея расположен Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики, парковка отсутствует.
На основании проведенных публичных слушаний постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска N 184 от 20 июня 2022 г. отказано в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид разрешенного использования деловое управление земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
Решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 25 марта 2010 г. N 32 (ред. 27 февраля 2022 г.) "Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска", земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", входит в зону Ж4-зона смешанной застройки и устанавливает планировочные и нормативные требования, предусматривающие в том числе этажность новых возводимых индивидуальных жилых объектов не более 3-х этажей; новый возводимый объект капитального строительства или жилой дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м (СП 30-102-99); расстояние от окон жилых комнат до стен объекта капитального строительства или соседнего дома и хозяйственных построек, расположенных н соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м. Минимальное расстояние от границ соседнего участка до объекта капитального строительства не должно быть менее 3 м менее 1 м - до хозяйственных построек. (СП 30-102- 99); максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40%; не менее 3 машино-мест на 100 кв.м офисной площади, не менее 7 машино-мест на 100 работающих для офисных зданий, не менее 15 машино-мест на 100 посетителей для посещения площадок кратковременного пребывания.
Исходя из вышеприведенных норм, установив, что Бакаевой С.Г. принадлежит жилой дом общей площадью 624.6 кв.м, планируемый перевод в нежилое - административное здание для размещения офиса по работе с детьми, каких-либо технических проектных документаций заявителем представлено не было, земельный участок не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки города Черкесска в части обустройства необходимого количества машино-мест, принятое по итогам публичных слушаний постановление мэрии от 20 июня 2022 г. N 184, которым отказано в переводе земельного участка из одного вида разрешенного использования в другой, постановление не оспорено и не отменено, с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства и переводе жилого помещения в нежилое в установленном законом порядке административный истец не обращалась, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно отклонил заявленные Бакаевой С.Г. требования.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о нерассмотрении заявления о реконструкции жилого дома, суд апелляционной инстанции установил, что в заявлении от 13 апреля 2022 г. Бакаева С.Г. просила о проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, при этом, выступая на публичных слушаниях, пояснила, что планируется реконструкция жилого помещения под административное, в связи с чем она просит изменить вид разрешенного использования земельного участка под деловое управление (л.д. 94), о реконструкции жилого дома под административное не заявляла. Помимо этого, как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопрос реконструкции жилого дома под административное здание на публичных слушаниях не рассматривается, поскольку законом предусмотрен иной порядок его рассмотрения, такой порядок заявителем не соблюден, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства в материалы дела не представлены.
Таким образом, суды правомерно признали заявленные требования подлежащими отклонению. Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, по существу, повторяют позицию административного истца в судебном разбирательстве, и были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бакаевой С. Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.