Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2023 г. по административному делу N 2а-398/2023 по административному исковому заявлению Сотниковой Т. Н. к управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сотникова Т.Н. обратилась в суд с административным иском к управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (далее также - управление) об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что летом 2012 г, после рождения в семье третьего ребенка она обратилась в управление с заявлением о предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, и была поставлена на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно; извещением от 13 апреля 2022 г. N 559/01-08 управление сообщило ей о том, что распоряжением управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 11 апреля 2022 г. N 17 она снята с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений". Считая снятие с учета нарушающим права ее семьи на получение земельного участка в собственность, просила признать незаконным распоряжение управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 11 апреля 2022 г. N 17 в части снятия ее семьи с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно; признать незаконным отказ управления в предоставлении ее семье муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей"; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав семьи административного истца и восстановить постановку на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно семью в составе пяти человек.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 18 августа 2022 г. административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2022 г. решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 18 августа 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 15 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2023 г, административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным распоряжение управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 11 апреля 2022 года N 17 "О снятии с учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков". На управление возложена обязанность восстановить Сотникову Т.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 8 августа 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 августа 2023 г, управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на отсутствие условий для постановки на учет многодетной семьи, имеющей право на получение в собственность земельного участка бесплатно, а именно, регистрация и трехлетний срок проживания на территории муниципального образования, согласие супруга административного истца на постановку на учет как семьи, имеющей трех и более детей в Предгорном муниципальном округе Ставропольского края.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Сотниковой Т.Н. и Сотниковым Ю.Ю. зарегистрирован брак, от которого супруги имеют троих несовершеннолетних детей.
Распоряжением управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 25 августа 2017 г. N 86 семья Сотниковой Т.Н. поставлена на учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с включением в единый список, с даты их постановки на учет в администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Распоряжением управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 11 апреля 2022 г. N 17, Сотникова Т.Н. снята с учета граждан, имеющих право на получение земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с регистрацией место жительства супруга, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", о чем Сотниковой Т.Н. 13 апреля 2022 г. направлено извещение N.
Считая данное распоряжение незаконным, Сотникова Т.Н. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в подпунктах 6, 7 статьи 39.5, пункте 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1, пункте 9 части 2 статьи 1, части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных детей", статьи 14 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что Сотникова Т.Н. зарегистрирована и проживает на территории Предгорного муниципального округа Ставропольского края с 1997 г, а после вступления в брак и рождения детей семья проживает в станице Ессентукский Предгорного района; была постановлена на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, органом местного самоуправления; на протяжении длительного времени семье административного истца не был представлен земельный участок по месту нахождения на учете лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, семья административного истца также не реализовала право на получение земельного участка, предусмотренное подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в ином муниципальном образовании.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии условий для постановки на учет многодетной семьи, имеющей право на получение в собственность земельного участка бесплатно, были предметом подробного рассмотрения и оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, результаты которой отражены в содержании судебных актов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.