Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кислицына Ю. С. на решение Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 июля 2023 г. по административному делу N 2а-107/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике к Кислицыну Ю. С. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения представителя Кислицына Ю.С. Захаровой Н.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике, управление, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском к Кислицыну Ю.С. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований указало на то, что Кислицын Ю.С. состоит на налоговом учете, является плательщиком земельного налога, направленные уведомление, требования об уплате налога в установленный срок не исполнены, вынесенный в отношении должника судебный приказ определением мирового судьи отменен.
Решением Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 июля 2023 г, управлению восстановлен процессуальный срок обращения с административным иском в суд, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 3 августа 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2023 г, Кислицын Ю.С. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на пропуск налоговым органом срока обращения в суд и несогласие с выводом суда о его восстановлении.
Относительно доводов жалобы УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения представителя Кислицына Ю.С. Захаровой Н.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судами установлено, материалами дела подтверждено, что Кислицын Ю.С, являясь налогоплательщиком имеет неисполненную обязанность по уплате земельного налога за 2015 год размере N руб. и пени в размере N руб, а также пени по земельному налогу по требованию N 30436 по состоянию на 31 марта 2017 г. за 2015 г. в размере N руб, которая образовалась в связи с неуплатой земельного налога, на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, решения Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от 31 октября 2019 г. N 6-39 "О земельном налоге на территории Волоколамского городского округа Московской области".
Направленные в адрес должника налоговое уведомление от 6 августа 2016 г. N 60950769 за 2015 г. и требования об уплате налога, пени N 1946 по состоянию на 9 февраля 2017 г. сроком исполнения до 4 мая 2017 г. и N 30436 по состоянию на 31 марта 2017 г. сроком исполнения до 3 мая 2017 г. добровольно не исполнены, выданный 5 сентября 2022 г. мировым судьей судебного участка N 2 Майского судебного района Кабардино-Балкарской Республики судебный приказ определением мирового судьи от 19 сентября 2022 г. отменен в связи с поступлением возражений должника, с административным иском налоговый орган обратился в суд 10 января 2023 г.
Разрешая заявленные УФНС России Кабардино-Балкарской Республике требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проверив правильность расчета задолженности, соблюдения налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры направления требований налогоплательщику о необходимости погашения задолженности, предшествующей обращению в суд, установив, что обязанность по уплате земельного налога за указанный период, начисленные налоговым органом пени, налогоплательщиком не исполнена, административный иск удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами дана оценка обоснованности заявленных требований по периоду взыскания, расчету сумм недоимки и исчисленных пеней. Доказательств отсутствия задолженности по уплате земельного налога, доказательств его уплаты, а также иной расчет недоимки и исчисленных пеней к ним, административным ответчиком не представлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом изучения судов обеих инстанций, которым даны соответствующая правовая оценка, которая отражена в судебных актах, направлены на оспаривание обоснованности этих выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд были предметом исследования судов, получили соответствующую правовую оценку и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Изложенные в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кислицына Ю. С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.