Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Козлова О.А, Корниенко Г.Ф, с участием прокурора Карасева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахмедова Али Хансолтановича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия и единовременной материальной помощи в связи с гибелью близких, по кассационной жалобе Ахмедова Али Хансолтановича на решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 27 декабря 2021 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 16 мая 2023 г.
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, заслушав заключение прокурора Генерального прокурора Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего что судебные постановления являются законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов Али Хансолтович обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании:
за похищение брата Ахмедова Имрана Хансолтовича 1 000 000 рублей в качестве единовременного пособия, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 110, 2 558 400 рублей в качестве единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898, за похищение брата Ахмедова Зубайры Хансолтовича 1 000 000 рублей в качестве единовременного пособия, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 110, 2 558 400 рублей в качестве единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898, за похищение брата Ахмедова Висхана Хансолтовича 1 000 000 рублей в качестве единовременного пособия, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 110, 2 558 400 рублей в качестве единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898.
Решением Ленинского районного суда города Грозного от 27 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 16 мая 2023 г, в удовлетворении исковых требований Ахмедова А.Х. отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, и направление дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами не допущены.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898, (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 136), предусмотрено оказание единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 2000 рублей и семьям погибших в Чеченской Республике - в размере 20 000 рублей при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 Правительством Российской Федерации 5 ноября 1995 г. утвержден Порядок осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, которым определены категории граждан, имеющих право на единовременную материальную помощь и компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб, а также условия их представления.
Согласно абзаца второго пункта 2 Порядка право на единовременную материальную помощь имеют члены семей погибших (умерших) в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике - жены (мужья), дети, не достигшие 18 лет (учащиеся всех форм обучения до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, отцы и матери - в 200-кратном размере минимальной оплаты труда в равных долях каждому члену семьи.
Действовавшим до 1 января 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 г. были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 1).
Пунктом 2 "е" Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: выплата единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
Аналогичные положения содержат Правила, утвержденные действующим с 1 января 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований Ахмедов А.Х. указал, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 1255с "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" федеральные силы Российской Федерации начали в Чеченской республике контртеррористическую операцию с использованием авиации, артиллерии и других средств ведения военных действий.
11 января 2003 г, примерно в 11 часов 50 минут, неустановленными лицами в камуфлированной форме, в масках, с оружием, прибывшими на трех бронетранспортерах (БТР) в село Билтой-Юрт Гудермесского района Чеченской Республики, похищены братья Ахмедовы, Имран Хансолтович, 1968 г. р, Зубайра Хансолтович, 1975 г. р, и Висхан Хансолтович, 1971 г. р, о судьбе которых по настоящее время ничего неизвестно.
По факту похищения братьев Ахмедовых 23 июля 2015 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 126 Уголовного кодекса Российской Федерации, производство по которому было приостановлено постановлением следователя от 19 августа 2015 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью установить лиц, совершивших данное преступление.
В настоящее время по просьбе Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нухажиева Н.С. производство по делу возобновлено, проводится комплекс необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Лица, подлежащие привлечению по уголовному делу N 32049 в качестве обвиняемых в совершении похищения Ахмедова И.Х, Ахмедова З.Х. и Ахмедова В.Х. не установлены.
По мнению истца, следственными органами установлено, что его братья стали жертвами действий сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации, проводивших контртеррористическую операцию в Чеченской Республике, что подтверждается приложенными к исковому заявлению копиями справки администрации Шелкозаводского сельского поселения от 11 ноября 2014 г, свидетельства о рождении Ахмедова З.Х, Ахмедова В.Х. и Ахмедова А.Х, постановления о возбуждении уголовного дела от 26 мая 2003 г, постановления о признании истца потерпевшим по уголовному делу и протокола его допроса, постановления о приостановлении производства по уголовному делу, ответа Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.
Разрешая возникший спор и принимая указанное решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статей 151, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 136 "О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации, Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110, исходил из того, что доказательств о причастности Вооруженных сил Российской Федерации к похищению и убийству Ахмедова Имрана Хансолтановича, Ахмедова Зураба Хансолтановича, Ахмедова Висхана Хансолтановича истцом суду не представлены, данные обстоятельства в ходе производства по уголовному делу не установлены; оснований для взыскания указанных в иске пособий и единовременных выплаты не имеется.
С данным решением и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов законными и обоснованными.
Юридически значимые обстоятельства определены правильно, нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных постановлений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы судов, направлены на переоценку доказательств, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит, в целом повторяют позицию кассатора по делу, мотивы их отклонения со ссылкой на положения закона изложены в судебных постановлениях, поэтому оснований для их повторного изложения судебная коллегия кассационного суда не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 27 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.