Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев протест заместителя прокурора Липецкой области Стрельникова Р.Т. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 18 апреля 2023 года, решение судьи Липецкого областного суда от 18 мая 2023 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Букреева Юрия Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Советского районного суда г. Липецка от 18 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Липецкого областного суда от 18 мая 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Букреева Ю.С. по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протесте, поданном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Липецкой области Стрельников Р.Т. выражает несогласие с судебными актами, считая их незаконными, просит направить дело на новое рассмотрение. Полагает ошибочными выводы судебных инстанций о наличии оснований для прекращения производства по делу.
Букреев Ю.С, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названного протеста, возражения на него представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки; информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что с целью проверки доводов, изложенных в заявлении ФИО6, прокуратурой Липецкой области в адрес исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Букреева Ю.С. 16 февраля 2023 года был направлен запрос о предоставлении информации по данному обращению и копий документов, подтверждающих изложенные в информации сведения. Срок предоставления информации на данный запрос указан - не позднее 28 февраля 2023 года.
Ответ на запрос поступил по электронной почте в прокуратуру 13 марта 2023 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Букреева Ю.С. дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Букреева Ю.С. состава административного правонарушения, судья районного суда, с выводами которого согласился судья Липецкого областного суда, исходил из того, что на момент поступления запроса Букреев Ю.С. находился в отпуске, о поступившем запросе он не извещался, доказательств обратного материалы дела не содержат; запрос непосредственно им исполнен в день, когда он узнал о его поступлении, что свидетельствует об отсутствии умысла на не невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Вопреки доводам протеста судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в судебных актах нижестоящих судебных инстанций.
Как следует из диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по этой норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер.
Кроме того, запрос прокурора от 16 февраля 2023 года был направлен в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области на адрес электронной почты.
Вместе с тем согласно пункту 5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 450, передаваемая и принимаемая факсимильной связью информация не считается документом, имеющим юридическую силу. В связи с этим при передаче документа факсимильной связью досылка оригинала является обязательной.
Данных о том, что в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области поступил запрос прокуратуры на бумажном носителе, материалы дела не содержат. Согласно ответу ГЖИ запрос на бумажном носителе в инспекцию не поступал.
Отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении и повторное рассмотрение дела возможны, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем, из поданного протеста не усматривается, что на предыдущих стадиях судебного разбирательства допущено такое нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела. Фактически прокурор просит отменить судебные акты, не соглашаясь с мотивами, по которым сделан вывод об отсутствии в деянии Букреева Ю.С. состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 18 апреля 2023 года, решение судьи Липецкого областного суда от 18 мая 2023 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Букреева Юрия Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Липецкой области Стрельникова Р.Т. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.