Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу и дополнение к ней генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" Анисимовой Т.П. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Саратовской области от 14 сентября 2022 года N 325 (с учетом определения об исправлении описки от 10 октября 2022 года), решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 29 декабря 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 6 марта 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" (далее также - ООО УК "Жилой квартал", общество) Анисимовой Т.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Саратовской области от 14 сентября 2022 года N 325 (с учетом определения об исправлении описки от 10 октября 2022 года), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 29 декабря 2022 года и решением судьи Саратовского областного суда от 6 марта 2023 года, генеральный директор ООО УК "Жилой квартал" Анисимова Т.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе и дополнении к ней, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО УК "Жилой квартал" Анисимова Т.П. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения к лицензионным требованиям к лицензиату относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 названного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области утверждены постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 июня 2016 года N 25/3.
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Саратовской области от 14 сентября 2022 года N 325 генерального директора ООО УК "Жилой квартал" Анисимовой Т.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в нем выводы должностного лица административного органа о том, что многоквартирный "адрес" в г. Саратове с 16 марта 2016 года значился в реестре лицензий Саратовской области за ООО "УК "Жилой квартал" (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30 апреля 2015 года N 064-000186).
Прокуратурой Кировского района города Саратова совместно со специалистом комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" проведена проверка правильности и обоснованности начислений ООО "УК "Жилой квартал" за коммунальную услугу "Коммунальный ресурс электроэнергии на содержание МКД" по указанному многоквартирному дому.
В ходе проведения проверки установлено, что на общем собрании собственников помещений решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учёта электрической энергии, не принималось. Расширенный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества, в том числе работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования в соответствии утвержденным минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения в данном многоквартирном доме также не принят.
Однако ООО "УК "Жилой квартал" распределило весь объем потребленной электрической энергии многоквартирным домом и выставленный ресурсоснабжающей организацией в адрес управляющей организации за расчётный период октябрь 2021 года пропорционально жилой (нежилой) площади помещений и производило начисление платы жителям данного дома в месяце, следующим за расчётным, то есть в платежных документах за ноябрь 2021 года.
Согласно ведомости электропотребления за октябрь 2021 года многоквартирным домом потреблено 25391, 53 кВт. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 года N 35/51 с 1 июля 2021 года установлен тариф на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области - 3, 83 руб./кВт. час.
Площадь жилых и нежилых помещений в соответствии со справкой муниципального унитарного предприятия "Городское БТИ" от 6 июня 2019 года N 573 составляет 10437, 4 кв.м, в том числе жилые - 9973, 80 кв.м, нежилые - 463, 6 кв.м.
По расчёту ООО "УК "Жилой квартал" по строке "Коммунальный ресурс э/энергии на содержание МКД" в платежных документах за расчётный период ноябрь 2021 года начисление составило:
25391, 53кВт. х 3, 83 руб./кВт. час. / 10437, 4 кв.м. = 9, 32 руб./кв.м.
В платежных документах жителей многоквартирного дома, в том числе по "адрес" за ноябрь 2021 года по строке "Коммунальный ресурс э/энергии на содержание МКД" отражено 7, 33 руб./кВ.м.
Тогда как в соответствии с действующим законодательством, исходя из норматива и использования соответствующего ресурса, размер платы за коммунальный ресурс электрическая энергия, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома составляет:
2, 72 квт.ч./кв.с. х 2836, 4 кв. м. / 10437, 40 кв.м. х 3, 83 руб./куб.м. = 2, 83 руб./кв.м, где
2, 72 квт.ч./кв.с. ? норматив, установленный постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 июня 2016 года N 25/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области";
2836, 4 кв.м. - площадь мест общего пользования, применяемая для расчета платы за коммунальный ресурс электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме (99 кв.м. помещения для собственных нужд, 870, 1 кв.м. коридоры общего пользования, 555, 3 кв.м. лестничные клетки, 1312 кв.м. тех. подполье);
10437, 4 кв.м. - площадь жилых и нежилых помещений (9973, 80 кв.м. жилые помещения + 463, 6 кв.м. нежилые помещения);
3, 83 руб./куб.м. - тариф, установленный постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 года N 35/51 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области".
Ответственным за допущенные нарушения является генеральный директор общества Анисимова Т.П.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу Анисимовой Т.П, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 29 декабря 2022 года постановление должностного лица административного органа оставил без изменения.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу Анисимовой Т.П, поданную в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 6 марта 2023 года указанные акты оставил без изменения.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции исходили из того, что на общем собрании собственников помещений решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учёта электрической энергии, не принималось. Расширенный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества, в том числе работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования в соответствии утвержденным минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения в данном многоквартирном доме также не принят.
Вместе с тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя в связи со следующим.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд города Саратова, Анисимова Т.П. приводила доводы о том, что в указанном многоквартирном доме собственниками помещений приняты решения по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового (коллективного) прибора учёта, по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (вопрос 2 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20 февраля 2016 года, а также вопрос 2 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 5 января 2017 года).
Аналогичные доводы приведены Анисимовой Т.П. в жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Указанные доводы и обстоятельства судебными инстанциями должным образом не проверялись, оценка им не дана.
Кроме того, в постановлении должностного лица административного органа и судебных актах содержатся противоречивые данные о том, за какой месяц 2021 года Анисимовой Т.П. вменяются указанные нарушения - за октябрь 2021 года либо за октябрь 2021 года и ноябрь 2021 года.
В решении от 6 марта 2023 года судья областного суда приводит положения пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), регулирующие оплату коммунальной услуги по отоплению.
Также в решении от 6 марта 2023 года судья областного суда указывает о том, что в отзыве на жалобу Анисимовой Т.П. должностным лицом административного органа представлен подробный расчет начисления платы за коммунальную услугу - отопление с применением формул, установленных Правилами, с обоснованием неправильности начисления потребителям платы за данную коммунальную услугу.
Однако в материалах дела таких возражений должностного лица административного органа не имеется, к предмету рассмотрения указанный расчет не относится.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции при рассмотрении жалоб должны проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобах и в возражениях на них (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем требования указанных норм судебными инстанциями не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалоб не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 29 декабря 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 6 марта 2023 года подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Саратова.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, проверить и дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 29 декабря 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 6 марта 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" Анисимовой Т.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Данное дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Саратова.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.